Перейти к содержимому


Медленная смерть университета

перевод The Chronicle of Higher Education США

Сообщений в теме: 10

#1 Ches.

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 520 сообщений
  • LocationСамарская Лука

Отправлено 30 Апрель 2015 - 01:14

Изображение



Несколько лет тому назад мне показывали большой, очень технологически продвинутый Университет в Азии, и вёл меня по нему лично гордый президент.

Читать далее...



#2 СергейК

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 12 сообщений

Отправлено 10 Май 2015 - 10:28

У статьи Терри Иглтона есть 2 недостатка:
1) Слишком много букв
2) Слишком много снобизма
Я не смог дочитать этот длинный и самовосхваляющий опус до конца. Может, автор во второй трети своего самолюбования и написал что-то здравое, тогда приношу извинения..

На самом деле у европейских, американских и азиатских ВУЗов дела обстоят просто великолепно. Я немного в курсе, как обучают студентов в Оксфорде или Орхусском университете в Дании. Господа! Российские ВУЗы им в подметки не годятся, ну, не считая МГУ и еще пары-тройки приличных учебных заведений. Вот в чем проблема. Заметьте, те россияне, которые закончили Кембридж, как это в свое время сделал академик Петр Капица - достигли гораздо большего в науке, нежели после окончания какого-гибудь Воронежского педуниверситета. Я ничего не имею против конкретно Воронежского педуниверситета, но до уровня Кембриджа ему - как Воронежу до Лондона.

К чему это я? А к тому, что в Европе обучают студентов совершенно по другому! Там студенту предоставляется максимальная степень совбоды мышления.Например, в Орхусском университете студент сам волен придумать себе любую тему, какая ему заблагорассудится - допустим, "Проблема морского спора между Боснией и Хорватией". Казалось бы - где Дания, и где эти Босния с Хорватией?! Но преподаватель обязательно утвердит это "изыскание", если оно покажется ему ОРИГИНАЛЬНЫМ. То есть, никакой "зашоренности", никаких "обязательных тем". Студенты работают исключительно самостоятельно. Несколько часов в неделю читаются лекции, не более пары штук в день, и то, не каждый. На лекции можно вообще не ходить, если ты считаешь себя умнее преподавателя. Но поскольку в Орхусе читают лекции лауреаты Нобелевкой премии в различных областях науки или, например, действительный член Гаагского трибунала, то на этих людей любопытно даже просто прийти и посмотреть, а нето, что послушать. Все студенческие работы в Орхусе росматриваются преподавателями в процессе их написания. Студенты отсылают файлы со своими "трудами", а преподаватель их просматривает и делает замечания в стиле: "Укажите источник", "Почему Вы так считаете?" и т.д. Он никогда не напишет: "Это неправильное мнение!", вот в чем заключается проблема постсоветского образования! Преподаватель уважает любое мнение студента по любому вопросу и подталкивает его к самостоятельному мышлению.

Библиотека и лаборатории в Орхусе открыты 24 часа в сутки - а вдруг студенту придет гениальная мысль в 2 часа ночи, а химическая лаборатория закрыта?! Единственное ограничение, что вход в учебные корпуса с 8 вечера до 8 утра только по студенческим электронным пропускам. Днем же - в библиотеку университета может попасть любой желающий. А вдруг человек шел по улице - и захотел почитать что-нибудь об "Общей Теории Относительности"?

Кстати, те студенты, которые в Орхусе занимаются проблематикой Евросоюза - первым делом изучают "Манифест Коммунистической партии", а затем и другие работы Карла Маркса. Интересно, помнят ли нынче в российских ВУЗах - кто такой был этот самый Карл Маркс?!

Вот так-то, господа, бывшие товарищи...

Сообщение отредактировал СергейК: 10 Май 2015 - 10:43


#3 CYXOB

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 638 сообщений

Отправлено 10 Май 2015 - 11:19

Просмотр сообщенияСергейК (10 Май 2015 - 10:28 ) писал:

У статьи Терри Иглтона есть 2 недостатка:
1) Слишком много букв
2) Слишком много снобизма
Я не смог дочитать этот длинный и самовосхваляющий опус до конца

Извините, но и Ваш опус осилил лишь до пассажа "...Несколько часов в неделю читаются лекции, не более пары штук в день, и то, не каждый.." . На этом месте посмеялся и далее читать не стал.

#4 Skaramush

    Активный участник

  • Модераторы
  • 4 985 сообщений
  • LocationСамара

Отправлено 11 Май 2015 - 09:06

Ага. Не годятся в подмётки. Прокатило бы, не имей прямой возможности сравнивать. Это "там учат совсем по другому" можно БЫЛО впаривать до возможностей прямой конкуренции и прямого профессионального общения.
Так что, аудитория (на данном ресурсе) для опусов типа "Давай, Россия, равняйся на Запад" выбрана ошибочно.
Cujusvis hominis est errare; nullius, nisi insipientis in errore perseverare

#5 nu_i

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 344 сообщений

Отправлено 11 Май 2015 - 09:20

Просмотр сообщенияCYXOB (10 Май 2015 - 11:19 ) писал:


Извините, но и Ваш опус осилил лишь до пассажа "...Несколько часов в неделю читаются лекции, не более пары штук в день, и то, не каждый.." . На этом месте посмеялся и далее читать не стал.
Ну и зря, батенька. Я вот с интересом узнал, что П.Л. Капица закончил Кембридж. Да. Ведь до того во всех биографиях ученого указывалось, что закончил он Петербургский Политехнический Институт (Политех). И, будучи еще студентом, начал научную работу под руководством А. Ф. Иоффе в Рентгенологическом и радиологическом институте. Собственно Иоффе ему потом командировку к Резерфорду и выхлопотал. Только не учится, а вести исследования. Не было в 20-х годах у Советской России средств на ведение работ в области фундаментальной физики. А как в 30-х появились, так и Капица в Россию вернулся.
А сколь великих свободномыслящих специалистов готовят юридические, политологические и прочие дивизионы прикладной трансциндентологии можно посмотреть на примере Франсуа Жерара Жоржа Николя Олланда. Он правда датских университетов не заканчивал, прозябал в Парижском институте политических исследований (Sciences Po). B)
Антибиотик к евроатлпнтическому сепсису

#6 CYXOB

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 638 сообщений

Отправлено 11 Май 2015 - 10:32

Просмотр сообщенияnu_i (11 Май 2015 - 09:20 ) писал:

Ну и зря, батенька. Я вот с интересом узнал, что П.Л. Капица закончил Кембридж. Да. Ведь до того во всех биографиях ученого указывалось, что закончил он Петербургский Политехнический Институт (Политех). И, будучи еще студентом, начал научную работу под руководством А. Ф. Иоффе в Рентгенологическом и радиологическом институте. Собственно Иоффе ему потом командировку к Резерфорду и выхлопотал. Только не учится, а вести исследования. Не было в 20-х годах у Советской России средств на ведение работ в области фундаментальной физики. А как в 30-х появились, так и Капица в Россию вернулся.
А сколь великих свободномыслящих специалистов готовят юридические, политологические и прочие дивизионы прикладной трансциндентологии можно посмотреть на примере Франсуа Жерара Жоржа Николя Олланда. Он правда датских университетов не заканчивал, прозябал в Парижском институте политических исследований (Sciences Po). B)

Ну, с Капицей дела давнишние, но пара лекций в день, и то не каждый, это мощно. Куда там моему захудалому ИАТЭ в провинциальном городке Обнинске, где первые три курса минимум 3-4 поточных лекции в день и столько же семинаров. А тут видите как, в дорогущих и престижнейших университетах. оказывается, люди платят деньги, чтобы штудировать матанализ, общую физику, дифференциальные уравнения, линейную алгебру и прочее-прочее фактически самостоятельно. Не спорю, по "фихтенгольцу" можно весьма преуспеть в матанализе, но всё же недостаточно без практически ежедневных лекций по этому предмету.

#7 nu_i

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 344 сообщений

Отправлено 11 Май 2015 - 10:42

Просмотр сообщенияCYXOB (11 Май 2015 - 10:32 ) писал:


Ну, с Капицей дела давнишние, но пара лекций в день, и то не каждый, это мощно. Куда там моему захудалому ИАТЭ в провинциальном городке Обнинске, где первые три курса минимум 3-4 поточных лекции в день и столько же семинаров. А тут видите как, в дорогущих и престижнейших университетах. оказывается, люди платят деньги, чтобы штудировать матанализ, общую физику, дифференциальные уравнения, линейную алгебру и прочее-прочее фактически самостоятельно. Не спорю, по "фихтенгольцу" можно весьма преуспеть в матанализе, но всё же недостаточно без практически ежедневных лекций по этому предмету.
Да это конечно. Опять же, даже не будучи обременен инженерным образованием, полагаю, что сопромат надо "знать правильно". Фантазии то может и парят, а вот конструкции, они на голову фантазера обрушиться могут.
Антибиотик к евроатлпнтическому сепсису

#8 sparling-05

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 682 сообщений
  • LocationМосква

Отправлено 11 Май 2015 - 08:27

Просмотр сообщенияnu_i (11 Май 2015 - 10:42 ) писал:

Да это конечно. Опять же, даже не будучи обременен инженерным образованием, полагаю, что сопромат надо "знать правильно". Фантазии то может и парят, а вот конструкции, они на голову фантазера обрушиться могут.

И не только конструкция может обрушиться... Извините, сошлюсь на личный пример - дочка заканчивает обучение в Хайдельберге (кто не в курсе - номер раз в Германии по медицине), так вот, там лекций и практических занятий по 8-10 часов в день плюс самостоятельная работа - дают список книг, которые нужно проработать и вперед, всё спросят на экзамене. Да, библиотека работает 24/7, так день-то у студентов просто битком забит. Понятно же, что врачей готовят, ответственность огромная - соответственно и прилагаемые усилия. Я уже не говорю, что изначально, чтобы просто подать документы туда, надо пройти психологический тест - я, пока дочку ждала, чуть сама с ума не сошла, они этот тест 8 часов писали. И если результат меньше 60% - прощай, медицина, не твое... Но это бесплатное образование, в смысле родители оплачивают только проживание в кампусе или на съемной квартире, питание и книги, интернет, откуда берется море материалов.
Хотя с другой стороны, платные (за очень большие деньги) студенты не сильно напрягаются - по крайней мере в гуманитарных областях, у нас тут как раз недавно был перевод статьи профессора английского языва и литературы Терри Иглтона http://polismi.ru/au...20Eagleton.html Могут даже "недостаточно" зная английский писать диссертации - университету нужны деньги. Видимо именно потому, что физически от них никто не пострадает...

Сообщение отредактировал sparling-05: 11 Май 2015 - 08:28

Ничто нас в жизни не может вышибить из седла...

#9 nu_i

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 344 сообщений

Отправлено 11 Май 2015 - 08:49

Просмотр сообщенияsparling-05 (11 Май 2015 - 08:27 ) писал:

И не только конструкция может обрушиться... Извините, сошлюсь на личный пример - дочка заканчивает обучение в Хайдельберге (кто не в курсе - номер раз в Германии по медицине), так вот, там лекций и практических занятий по 8-10 часов в день плюс самостоятельная работа - дают список книг, которые нужно проработать и вперед, всё спросят на экзамене. Да, библиотека работает 24/7, так день-то у студентов просто битком забит. Понятно же, что врачей готовят, ответственность огромная - соответственно и прилагаемые усилия. Я уже не говорю, что изначально, чтобы просто подать документы туда, надо пройти психологический тест - я, пока дочку ждала, чуть сама с ума не сошла, они этот тест 8 часов писали. И если результат меньше 60% - прощай, медицина, не твое... Но это бесплатное образование, в смысле родители оплачивают только проживание в кампусе или на съемной квартире, питание и книги, интернет, откуда берется море материалов.
Хотя с другой стороны, платные (за очень большие деньги) студенты не сильно напрягаются - по крайней мере в гуманитарных областях, у нас тут как раз недавно был перевод статьи профессора английского языва и литературы Терри Иглтона http://polismi.ru/au...20Eagleton.html Могут даже "недостаточно" зная английский писать диссертации - университету нужны деньги. Видимо именно потому, что физически от них никто не пострадает...
Так мы её и обсуждаем. :)
Антибиотик к евроатлпнтическому сепсису

#10 sparling-05

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 682 сообщений
  • LocationМосква

Отправлено 11 Май 2015 - 10:12

Просмотр сообщенияnu_i (11 Май 2015 - 08:49 ) писал:

Так мы её и обсуждаем. :)

Да, конечно, просто меня сильно задело, что автора - профессора, автора многих книг, знающего проблему изнутри - пытается судить некто с весьма отдаленными представлениями и весьма сомнительными познаниями в данной области, даже не удосувшись прочитать до конца. Поскольку и сама работаю именно в образовании, то имею некое представление изнутри и не зря взялась за эту статью - тут много проблем поднимается. Например, взаимодействие преподавательского коллектива и администрации. Одни стремятся научить, передать знания (по крайней мере многие), а вторые озабочены зарабатыванием денег. Тут очень сложно найти равновесие, тема деликатная. У меня были студенты - прекрасные ребята, но возможность была учиться только на платном отделении, поскольку там, где они учились в школе - просто отсутствовали некоторые предметы, какой уж тут ЕГЭ... Понятно, что для них вариант - платное образование и ребята работали на собственное будущее, но ведь рядом с ними дети-мажоры просто убивали всю учебу, пропуская занятия - ага, как раз они появлялись не каждый день на одну-две лекции - и потом требуя! поставить зачет, поскольку "мы же заплатили". Сколько сил и нервов уходило, чтобы заставить прочитать! их же собственный договор, в котором первым пунктом значилось обязательное посещение всех занятий и сдача зачетов и экзаменов. Приходилось уточнять, что оплата была проведена за занятия, я была по расписанию в аудитории - не было их, соответственно,проблема не во мне... я вполне лояльна - сдаешь то, что необходимо знать и получаешь свой зачет или экзамен. Может, ты как-то сам освоил материал - докажи, что владеешь им и проблем нет. Ну, конфликт с администрацией у меня в результате был, куда деваться...
Ничто нас в жизни не может вышибить из седла...

#11 Skaramush

    Активный участник

  • Модераторы
  • 4 985 сообщений
  • LocationСамара

Отправлено 12 Май 2015 - 05:30

Спокойно. Не упускайте то обстоятельство, что "некто" явился не обсуждать, а вещать в стиле "Россия, ты одурела". Только и всего.
Cujusvis hominis est errare; nullius, nisi insipientis in errore perseverare





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных