Перейти к содержимому


Атом в космосе

Атом Энергетика

Сообщений в теме: 76

#1 Abalkin

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 376 сообщений

Отправлено 12 Август 2017 - 11:28

Изображение

Атом в космосе



Алексей Батырь
09 августа 2017


Сергей Павлович Королёв мечтал об атомной тяге для ракет ещё с 1945 г. По его словам, очень заманчиво использовать могучую энергию атома для покорения космического океана. Но в то время в стране и ракет-то не было. А в середине 1950-х советские разведчики выяснили, что в США полным ходом идут исследования по созданию ядерного ракетного двигателя (ЯРД). Эта информация сразу же была доведена до высшего руководства страны. Скорее всего, с ней был ознакомлен и Королёв. В 1956 г. в секретном докладе о перспективах развития ракетной техники он подчёркивал, что ЯРД будут иметь очень большие перспективы.

Впрочем, все понимали, что реализация идеи сопряжена с огромными трудностями. В 1959 г. в Институте атомной энергии состоялась весьма знаменательная встреча «отца» нашей атомной бомбы Игоря Курчатова, директора Института прикладной математики, главного теоретика космонавтики Мстислава Келдыша и Сергея Королёва. Фотография «трёх К», трёх выдающихся учёных, прославивших страну, стала хрестоматийной. Но мало кто знает, что в тот день они обсуждали аспекты создания ядерного двигателя. Сама идея ЯРД к тому времени уже не казалась фантастической. С 1957 г., когда в СССР появились межконтинентальные ракеты, конструкторы-атомщики занимались предварительными проработками ядерных двигателей. После встречи «трёх К» эти исследования получили новый мощный импульс.

Манящие перспективы

Атомщики трудились бок о бок с ракетчиками. Для ЯРД взяли один из самых компактных реакторов. Внешне это сравнительно небольшой металлический цилиндр диаметром около 50 см и длиной примерно метр. Внутри – 900 тонких трубок, в которых находится «горючее» – уран. В ходе реакции деления атомных ядер образуется огромное количество тепла. Мощные насосы прокачивают через пекло уранового котла водород, который нагревается до 3000°. Затем раскалённый газ, вырываясь с огромной скоростью из сопла, создаёт мощную тягу…

На схеме все выглядело хорошо, но что покажут испытания? Обычные стенды для запуска полномасштабного ЯРД не годятся – с радиацией шутки плохи. Поэтому сам реактор в 1978–1981 гг. испытывали на Семипалатинском полигоне, а водородный двигатель (без реактора) – в подмосковном Загорске (ныне Сергиев Посад). Эксперименты подтвердили правильность конструктивных решений. В принципе ядерный ракетный двигатель РД-0410 был создан. Оставалось соединить две части и провести комплексные испытания ЯРД в собранном виде. Но на это не было выделено финансирование.

В 1980-е не предусматривалось практического использования ЯРД. Для старта с Земли он не годился, ибо окружающая местность подверглась бы сильному радиационному загрязнению. ЯРД вообще предназначен только для работы в космосе, причём на очень высоких орбитах (800 км и выше), чтобы оснащённый им космический аппарат (КА) вращался вокруг Земли многие столетия, до практически полного распада радиоактивного топлива. Аналогичный двигатель американцы примерно в то же время разрабатывали для полёта к Марсу. Но в начале 1980-х руководителям СССР было предельно ясно: полёт к Красной планете стране не под силу (как, впрочем, и американцам – они тоже свернули свой проект).

Бортовые АЭС

Параллельно с исследованиями по ЯРД с начала 1960-х шли работы по ядерным энергетическим установкам для КА, фактически малогабаритным АЭС. Большинство космических станций, кораблей и спутников питается от солнечных батарей. Но на атомном реакторе в те времена выработка электричества обходилась дешевле. Кроме того, в тени Земли солнечные батареи не работают. Значит, нужны аккумуляторы, которые заметно увеличивают массу аппарата.

Вместе с тем для использования ядерных источников энергии на КА нужно решить целый комплекс проблем. Первый опыт их решения в СССР был получен при запуске в космос КА с радиоизотопными источниками энергии. В сентябре 1965 г. в составе двух связных спутников «Стрела-1» на орбиту были выведены радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ) «Орион-1» электрической мощностью 20 Вт. Вес РИТЭГ составлял около 15 кг, расчётный ресурс – 4 мес. Ампулы РИТЭГ, содержащие полоний-210, были сконструированы так, чтобы гарантировать целостность и герметичность при любых авариях. Этот подход оправдал себя: в 1969 г., несмотря на полное разрушение ракеты-носителя, топливный блок РИТЭГ остался герметичным.

Два неразрывных звена

При объединении термоэлектрических и термоэмиссионных преобразователей энергии с ядерными реакторами были получены энергоустановки нового типа – реакторы-преобразователи.

В 1964 г. была сооружена и прошла полный цикл ядерных испытаний экспериментальная установка «Ромашка». Это был высокотемпературный реактор-преобразователь на быстрых нейтронах, в котором выделяемое тепло за счёт теплопроводности материалов передавалось наружу – через термоэлектрический преобразователь, вырабатывавший до 500 Вт мощности. Неиспользованное тепло с преобразователя отводилось в окружающее пространство ребристым излучателем. Включённая под нагрузку 14 августа 1964 г. «Ромашка» успешно проработала примерно 15 тыс. ч, выработав при этом 6100 кВт•ч электроэнергии.

Об американском опыте по испытанию системы SNAP-10A (System of Nuclear Auxiliary Power) на борту КА Snapshot, запущенного 3 апреля 1965 г., мы рассказывали в «Энерговекторе» в апреле 2016 г.

Разработкой космической ядерной энергетической установки (ЯЭУ) «Бук» («БЭС-5») с гомогенным реактором на быстрых нейтронах и термоэлектрическим генератором (ТЭГ) в 1960-е занимались ГП «Красная звезда», ФЭИ, НИИ НПО «Луч», Институт атомной энергии, ИПУ АН СССР и другие организации. Система была нужна для электропитания аппаратуры КА радиолокационной разведки. К 1970 г. были решены все принципиальные проблемы по созданию ЯЭУ «БЭС-5» мощностью 2800 Вт с ресурсом 1080 ч.

3 октября 1970 г. ЯЭУ «БЭС-5» была запущен в космос в составе спутника «Космос-367». Аппарат проработал 110 мин и был уведён на «орбиту захоронения» из-за заброса температуры первого контура выше предельно допустимой (активная зона реактора расплавилась). По результатам того запуска были доработаны датчики и логика схем управления температурой, а также снижена мощность начального прогрева. После девяти пробных запусков ЯЭУ «БЭС-5» была в 1975 г. принята на вооружение ВМФ СССР. Всего к моменту снятия с эксплуатации в 1989 г. в космос была запущена 31 установка.

Отметим три наиболее серьёзные аварии, которые произошли за весь период эксплуатации советских КА с ЯЭУ на борту. При запуске КА с «БЭС-5» № 51 вследствие выхода из строя двигателя доразгона КА не был выведен на расчётную орбиту, в результате чего ЯЭУ с глубоко подкритичным реактором упала в Тихий океан. Самая крупная авария произошла с КА «Космос-954», запущенным 18 сентября 1977 г. Из-за разгерметизации приборного отсека КА и выхода из строя датчиков перепада давления второго контура отказала аппаратура автономного управления, отчего КА потерял ориентацию, команда на увод ЯЭУ с Земли не прошла. В результате аппарат вошёл в атмосферу и развалился, разбросав тысячи радиоактивных осколков над северо-западными районами Канады. В 1983 г. из-за отказа систем КА «Космос-1402», запущенного 30 августа 1982 г., ЯЭУ вошла в атмосферу Земли, сработала дублирующая система радиационной безопасности ЯЭУ, в результате чего вещества из активной зоны реактора были рассеяны в атмосфере.

Параллельно ТЭГ развивались термоэмиссионные преобразователи, имеющие более высокие технические характеристики. Исследования шли по двум направлениям, отличающимся конструкцией основного элемента ЯЭУ, – электрогенерирующего канала (ЭГК) и генератора паров рабочего тела (цезия).

В установке «Топаз-1» («ТЭУ-5») с тепловым реактором-преобразователем и жидкометаллическим теплоносителем (Na-K) было 79 ЭГК, в каждом из которых скоммутировано 5 термоэмиссионных электрогенерирующих элементов (ЭГЭ), а в ЯЭУ «Топаз-2» («Енисей») – 37 ЭГК, в каждом из которых только один ЭГЭ. В ЯЭУ «Топаз-2» применялся генератор фитильного типа, обеспечивающий постоянный расход теплоносителя независимо от его температуры.

2 февраля 1987 г. ЯЭУ «Топаз-1» № 22 была запущена на радиационно безопасную стационарную круговую орбиту высотой 800 км, где отработала в составе КА «Плазма-А» («Космос-1818») 142 дня. ЯЭУ № 23 была запущена в составе такого же КА на ту же орбиту 10 июля 1987 г. и отработала на орбите 343 дня. Реакторы останавливались из-за окончания запасов рабочего тела (цезия) и выделения водорода из полости замедлителя, что приводило к деградационным процессам в металлах. Работы по ЯЭУ следующего поколения «Топаз-2» были прекращены ещё на стадии наземных испытаний. Выяснилось, что невысокие технические характеристики ЯЭУ не оправдывают их дальнейшего развития. В то время международная общественность начала выступать против использования ядерных объектов в космосе, в связи с чем в СССР было принято решение вообще прекратить запуски в космос КА с ЯЭУ на борту.

Движущая сила

Параллельно с ЯЭУ в СССР разрабатывались ядерный электрореактивный двигатель (ЯЭРД) и ядерная энергетическая установка с замкнутой схемой как мощный источник энергии для ЭРД и других бортовых потребителей.

Первый (поисковый) этап работ по ЯЭРД был завершён в 1962 г. одновременно с окончанием эскизного проекта ракеты-носителя Н1. В 1965 г. был разработан эскизный проект ядерного электрореактивного двигателя ЯЭРД-2200 для межпланетного корабля с экипажем. Двигатель имел двухблочную схему (содержал два независимых блока с ЯЭУ на быстрых нейтронах и ЭРДУ с полезной электрической мощностью 2,2 МВт каждый) и обеспечивал суммарную тягу 81 Н. Конструкторы применили множество интересных решений, таких, как литий в качестве теплоносителя ЯЭУ и рабочего тела ЭРД, лучевая схема компоновки с теневой биологической радиационной защитой минимальной массы, тугоплавкие делящиеся, электродные, конструкционные, электроизоляционные, магнитные и другие материалы, работающие при предельных гомологических температурах, при которых происходит отжиг радиационных дефектов. Электроплазменный двигатель (ЭПД) с ускорением плазмы в собственном магнитном поле обеспечивал удельный импульс 55 км/с при КПД 0,55.

В 1966–1970 гг. был разработан эскизный проект ядерного электроэнергетического и ракетно-космического блока с ЯЭУ и ЭРДУ для использования в составе ракеты-носителя Н1М для марсианского экспедиционного комплекса, а также аванпроект этой системы с перспективными параметрами реактора и ЭПД. Материалы проекта в части ЯЭРД были одобрены экспертными комиссиями под руководством академиков А. П. Александрова и Б. Н. Петрова.

В 1978 г. была проведена проектная разработка ядерного межорбитального буксира «Геркулес» («17Ф11»), предназначавшегося для работы в составе многоразовой космической системы «Энергия» – «Буран». В 1986 г. было разработано техническое предложение по ЯЭРД для межорбитального буксира. Нужно было решать конкретную задачу – транспортировать на геостационарную орбиту полезные грузы массой до 100 т с использованием разрабатывавшейся тогда ракеты-носителя «Энергия».

В 1990 гг. работы по ЯЭУ и ЭРДУ проводились в рамках научно-исследовательского проекта «Марс-ЯЭДБ». С учётом экономического провала в стране был выбран новый типоразмер ЯЭУ (и, соответственно, ЭРДУ) с электрической мощностью до 150 кВт в транспортном режиме и до 50 кВт в режиме длительного энергообеспечения аппаратуры КА. Дело в том, что ЯЭУ мощностью до 150 кВт можно было отработать на существующей стендово-испытательной базе РКК «Энергия», ФЭИ и их смежников без нового капитального строительства.

В отличие от финансовых ресурсов, фантазия разработчиков тогда ничем не была ограничена. Перечень задач для предложенных ЯЭУ и ЭРДУ местами напоминает выдержки из фантастических романов. В него, в частности, вошли очистка космоса от антропогенного засорения, в том числе от мелкого мусора, путём испарения частиц лучом лазера, питаемого от ЯЭУ, обеспечения грузопотоков Земля – Луна, а затем и Земля – Луна – Земля при создании лунной базы и лунного орбитального комплекса для промышленного освоения полезных ископаемых Луны. Также предлагали систему предупреждения об астероидной опасности путем развёртывания группировки КА на дальних подступах к Земле.

XXI век: хорошее начало

В 2009 г. Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России приняла решение о запуске проекта «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса». Проект выполняется совместно предприятиями «Росатома» и «Роскосмоса». Не имеющая аналогов энерготранспортная установка позволит создать качественно новую технику для изучения и освоения дальнего космоса. Предполагается использовать ионные электрореактивные двигатели, в которых ионная тяга создаётся электрическим полем.

Согласно техническому заданию, в состав транспортно-энергетического модуля (ТЭМ) должны входить:
• ядерная энергодвигательная установка (ЯЭДУ), которая включает реактор с теневой радиационной защитой, системы преобразования тепловой энергии в электрическую и отвода тепла излучателями;
• электроракетная двигательная установка (ЭРДУ);
• приборно-агрегатный отсек (система управления бортовым комплексом, автономная двигательная установка, бортовой радиотехнический комплекс, системы управления движением и навигации, обеспечения теплового режима, электропитания, средства стыковки с целевыми модулями);
• система несущих ферм;
• система аварийного спасения (средства разделения и управления, ракетный блок аварийного спасения);
• автоматическая электросистема (схемы управления и бесперебойного электроснабжения, преобразования и распределения электроэнергии).


В проекте заявлены серьёзные эксплуатационные характеристики – высокий ресурс (10 лет эксплуатации), значительный межремонтный интервал и продолжительное время работы на одном включении, высокая мощность энергоблока – 800–1000 кВт.

Главным конструктором реакторной установки и координатором работ от «Росатома» назначен НИКИЭТ – Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники им. Н. А. Доллежаля. Работы идут. В 2015 г. в НИКИЭТ был защищён технический проект реакторной установки. Это компактный газоохлаждаемый реактор на быстрых нейтронах. Успешно прошли испытания тепловыделяющие элементы (ТВЭЛ) реактора, которые разработаны в Физико-энергетическом институте им. А. И. Лейпунского (Обнинск), а изготовлены на Машиностроительном заводе в Электростали (ОАО «ТВЭЛ»).

Этому топливу придётся работать при очень высоких температурах. В обычной атомной станции температуры на тысячу градусов ниже. Поэтому необходимо было выбрать такие материалы, которые смогут сдерживать негативные факторы, связанные с температурой, и в то же время позволят топливу выполнять его основную задачу – нагревать газ, с помощью которого будет вырабатываться электроэнергия.

В качестве топлива используется диоксид или карбонитрид урана, но, поскольку конструкция должна быть очень компактной, уран имеет более высокое обогащение по изотопу 235, чем в ТВЭЛ реакторов наземных АЭС. А оболочка – сплав тугоплавких металлов на основе молибдена (разработка подольского НПО «Луч»). Предусмотрено применение уникального теплоносителя – гелий-ксеноновой смеси. Он будет охлаждаться через излучение электромагнитных волн широкого диапазона, в том числе видимого света.

Исследовательский центр им. М. В. Келдыша разработал и изготовил опытный образец ионного двигателя ИД-500. Его мощность – 32–35 кВт, тяга – 375–750 мН, удельный импульс – 70 км/с, КПД – 0,75. На данном этапе опытный образец ИД-500 имеет электроды ионно-оптической системы из титана с диаметром перфорированной отверстиями зоны 500 мм, катод газоразрядной камеры, который обеспечивает ток разряда в диапазоне 20–70 А, и катод-нейтрализатор, способный обеспечить нейтрализацию ионного пучка в диапазоне токов 2–9 А. На следующем этапе разработки двигатель будет оснащён электродами из углерод-углеродного композитного материала и катодом с графитовым поджигным электродом.

Согласно планам, к концу 2017 г. должна быть изготовлена первая ЯЭДУ, а до конца 2018 г. – проведены её ресурсные испытания. Тогда же ТЭМ в целом должен быть подготовлен к лётно-конструкторским испытаниям. Проект финансируется из федерального бюджета. Смета на 2010–2018 гг. составляет 17 млрд руб.

Источник
Делай что должен - и будь что будет!
ФРС должна быть разрушена!

#2 WWK

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 447 сообщений

Отправлено 12 Август 2017 - 01:10

Цитата

Исследовательский центр им. М. В. Келдыша разработал и изготовил опытный образец ионного двигателя ИД-500. Его мощность – 32–35 кВт, тяга – 375–750 мН, удельный импульс – 70 км/с, КПД – 0,75. На данном этапе опытный образец ИД-500 имеет электроды ионно-оптической системы из титана с диаметром перфорированной отверстиями зоны 500 мм, катод газоразрядной камеры, который обеспечивает ток разряда в диапазоне 20–70 А, и катод-нейтрализатор, способный обеспечить нейтрализацию . На следующем этапе разработки двигатель будет оснащён электродами из углерод-углеродного композитного материала и катодом с графитовым поджигным электродом.
Аа-а, ....ну так это же совсем другое дело! :blink: А то, если без ионного пучка в диапазоне токов 2–9 А, то как же тогда, а так-то, оно конечно, ....так оно совсем другое дело! :huh: А если удельный импульс будет 70 км/с, КПД – 0,75, да еще при мощности 32–35 кВт, тяга – 375–750 мН, то все вопросы сразу отпадают! B)

#3 landak

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 599 сообщений
  • LocationРоссия, Московская область

Отправлено 13 Август 2017 - 02:27

Просмотр сообщенияAbalkin (12 Август 2017 - 11:28 ) писал:

Этому топливу придётся работать при очень высоких температурах. В обычной атомной станции температуры на тысячу градусов ниже.

<...>

Предусмотрено применение уникального теплоносителя – гелий-ксеноновой смеси. Он будет охлаждаться через излучение электромагнитных волн широкого диапазона, в том числе видимого света.


В принципе, направление мысли понятно. Школьный курс физики, цикл Карно. КПД определяется отношением температур охладителя и нагревателя. В космосе сложно организовать охлаждение, но если повысить температуру охладителя, то можно хорошо охлаждать за счет излучения (т.к. мощность излучения пропорциональна T^4). Правда, при этом упадет КПД, но падение КПД как раз таки можно скомпенсировать, подняв температуру нагревателя.

Просмотр сообщенияAbalkin (12 Август 2017 - 11:28 ) писал:

Исследовательский центр им. М. В. Келдыша разработал и изготовил опытный образец ионного двигателя ИД-500. Его мощность – 32–35 кВт, тяга – 375–750 мН, удельный импульс – 70 км/с, КПД – 0,75.


Я так понимаю, что реактор будет запитывать ~ больше 10 таких двигателей?

#4 landak

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 599 сообщений
  • LocationРоссия, Московская область

Отправлено 13 Август 2017 - 02:46

Просмотр сообщенияWWK (12 Август 2017 - 01:10 ) писал:

Аа-а, ....ну так это же совсем другое дело! :blink: А то, если без ионного пучка в диапазоне токов 2–9 А, то как же тогда, а так-то, оно конечно, ....так оно совсем другое дело! :huh: А если удельный импульс будет 70 км/с, КПД – 0,75, да еще при мощности 32–35 кВт, тяга – 375–750 мН, то все вопросы сразу отпадают! B)

Удельный импульс ограничивает скорость, которую можно придать космическому аппарату, при заданном отношении начальной и конечной массы. Максимальный УИ ракетных двигателей на химическом топливе не превышает 4.5 км/с — и этого американцам хватило, чтобы высадить астронавтов на Луне. Значения УИ порядка десятков тысяч км/с позволят совершать пилотируемые полеты к планетам Солнечной системы — но здесь камнем преткновения является энергетика. Мало иметь хороший двигатель, нужен еще адекватный источник энергии. Об этом и статья. ;)

Пока это первые шаги, но если данное направление будет развиваться, можно будет говорить об экспедиции к Марсу. Правда, в прессе больше пишут про прикладные задачи в ближнем космосе — это тоже верно. Может быть, пока не стоит загадывать слишком далеко.

Сообщение отредактировал landak: 13 Август 2017 - 02:56


#5 WWK

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 447 сообщений

Отправлено 13 Август 2017 - 04:02

Просмотр сообщенияlandak (13 Август 2017 - 02:46 ) писал:

Максимальный УИ ракетных двигателей на химическом топливе не превышает 4.5 км/с — и этого американцам хватило, чтобы высадить астронавтов на Луне.

Нынче в инете как раз стоит очередная волна веселья над амеровскими успехами в освоении Луны. В этом ключе, даже Путин позволил себе заметить про сегодняшную непреодолимость радиационного пояса. :) А амеры лихо, раз за разом, шесть полётов с посадками и возвращением отгрохали с помощью Кубрика правда, и сразу, сходу упали на дно! Просто от Земли задницы оторвать не могут! А если отрывают, то на русских двигателях.

Цитата

Значения УИ порядка десятков тысяч км/с позволят совершать пилотируемые полеты к планетам Солнечной системы — но здесь камнем преткновения является энергетика. Мало иметь хороший двигатель, нужен еще адекватный источник энергии. Об этом и статья. ;)
Амеры уже прилично перехвалили своего Маска, так, что он уже и чуть ли не пилотируемый полёт на Марс готовит. Как полагаете, сколько еще реально времени им понадобится для подготовки? Но, опять же мысль про Лунную Одиссею, думать мешает! :D

#6 landak

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 599 сообщений
  • LocationРоссия, Московская область

Отправлено 13 Август 2017 - 04:41

Просмотр сообщенияWWK (13 Август 2017 - 04:02 ) писал:

Нынче в инете как раз стоит очередная волна веселья над амеровскими успехами в освоении Луны. В этом ключе, даже Путин позволил себе заметить про сегодняшную непреодолимость радиационного пояса. :) А амеры лихо, раз за разом, шесть полётов с посадками и возвращением отгрохали с помощью Кубрика правда, и сразу, сходу упали на дно! Просто от Земли задницы оторвать не могут! А если отрывают, то на русских двигателях.

В том, что они летали на Луну, лично у меня сомнений нет. Но если Вы хотите поставить под сомнение эту заслугу, не нужно теорий заговора, достаточно почитать учебник истории. Вспомните, кем был "отец" американской космической программы Вернер фон Браун.

Просмотр сообщенияWWK (13 Август 2017 - 04:02 ) писал:

Амеры уже прилично перехвалили своего Маска, так, что он уже и чуть ли не пилотируемый полёт на Марс готовит. Как полагаете, сколько еще реально времени им понадобится для подготовки? Но, опять же мысль про Лунную Одиссею, думать мешает! :D

Есть книжка, "Пилотируемая экспедиция на Марс" 2006 года. Если интересно, полистайте, там перечислены варианты энергодвигательной установки. В двух словах, вариант с использованием ракетных двигателей на химическом топливе возможен, но это очень дорого. Новые технологии нужны, чтобы удешевить подобные проекты.

Естественно, если такая крупная страна бросит все свои ресурсы на полет к Марсу, они это сделают. Вопрос в том, чтобы летать на Марс, не принося в жертву национальную экономику.

#7 WWK

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 447 сообщений

Отправлено 13 Август 2017 - 11:58

Просмотр сообщенияlandak (13 Август 2017 - 04:41 ) писал:

В том, что они летали на Луну, лично у меня сомнений нет. Но если Вы хотите поставить под сомнение эту заслугу, не нужно теорий заговора, достаточно почитать учебник истории. Вспомните, кем был "отец" американской космической программы Вернер фон Браун.

А я, и не в одиночестве, сильно в этом сомневаюсь. И, повторюсь, после такого "караванного" космического старта в шесть пилотируемых посадок на Луну, еще в 1969-1972 гг., немедленный уход в тень, и длительное последующее немощное поведение, просто необъяснимы.
Еще год назад, амеры счастливо планировали на этот, 2017й год, вот такую победную программу,

Цитата

1.Корпорация Boeing подписала контракт с NASA, что
в апреле 2017 года будет осуществлен тестовый беспилотный полет многоразового космического корабля CST-100 Starliner с помощью ракеты-носителя Atlas V ;
в июле 2017 года долен быть осуществлен уже пилотируемый пробный полет CST-100 с астронавтами NASA на борту;
в конце 2017 года состоится пилотируемый штатный полет с астронавтами NASA к МКС;
в 2018 году - второй штатный полет с астроанвтами к МКС.
В конце 2017 года должен быть осуществлен штатный полет корабля Dragon с астронавтами к МКС. http://www.bolshoyvo...avtov-nasa.html
Заметьте, что они полёт пассивного космонавта на российском корабле, тоже считают своим пилотируемым полётом!
Насчёт отца начального периуда полётов в космос Вернера, намёк мне тоже не совсем понятен.
Ну, небесталанный был человек. Помог завести космическую американскую одиссею.
" с 1955 года — американский конструктор ракетно-космической техники, один из основоположников современного ракетостроения, создатель первых баллистических ракет," ......
Так он же богу душу, еще аж в 1977г. отдал! С тех пор амеры из его наследства, всё отжали и применили! Времени-то прошло уже сорок лет! Или вы полагаете,что он еще скажет своё последнее слово?

Цитата

Естественно, если такая крупная страна бросит все свои ресурсы на полет к Марсу, они это сделают. Вопрос в том, чтобы летать на Марс, не принося в жертву национальную экономику.
Я мог бы попросить хотя бы о более дешевой в смысле затратности Луне, но учитывая былые, очень дешевые полёты на неё, сорок пять лет назад, наверное нам с вами не удастся их уговорить. Им теперь деваться некуда. Если чуть чего, то только Марс, не меньше. А нето, так и на Альфу Центавра! Не, а чё, с Вернером-то в багаже, они вполне могли бы. :)

#8 WWK

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 447 сообщений

Отправлено 14 Август 2017 - 12:27

Я не могу редактировать свой текст, это неудобно. Поэтому хочу коллеге landak добавить, что если амеры, как он намекнул при полётах на Луну пользовались указаниями Брауна, то почему же они, когда он через пять лет после последнего полёта умер, больше так и не воспользовались его наследием? Уважаемый Landak, они уже ПОЛВЕКА, ПОЛВЕКА, полвека, полвека, как лежат на дне, и даже очками не отсвечивают!
Можете еще развлечься вот таким чтением. :) - https://newinform.co...ne-byli-na-lune ;)

Сообщение отредактировал WWK: 14 Август 2017 - 12:31


#9 WWK

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 447 сообщений

Отправлено 14 Август 2017 - 12:50

Снова я не успел отредактировать,
:D А вы кстати знаете, сколько уже амеры заплатили русским за тех космонавтов, которых они на русском горбу отправляли на МКС? :D
В 2012 г - 306 миллионов.
В 2013 г, - 335 миллионов.
В 2014-15 гг -753 миллиона.
В 2016г, - 424 миллиона.
На 2017г. подписан контракт на 458 миллионов.
И возить их будут еще до 19го года. Не плохо таксуют? ;)

#10 landak

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 599 сообщений
  • LocationРоссия, Московская область

Отправлено 14 Август 2017 - 01:14

Просмотр сообщенияWWK (13 Август 2017 - 11:58 ) писал:

Насчёт отца начального периуда полётов в космос Вернера, намёк мне тоже не совсем понятен.
Ну, небесталанный был человек. Помог завести космическую американскую одиссею.

Просмотр сообщенияWWK (14 Август 2017 - 12:27 ) писал:

Я не могу редактировать свой текст, это неудобно. Поэтому хочу коллеге landak добавить, что если амеры, как он намекнул при полётах на Луну пользовались указаниями Брауна, то почему же они, когда он через пять лет после последнего полёта умер, больше так и не воспользовались его наследием?

Фон Браун не консультантом при НАСА был — а главным конструктором, создавшим, в частности, ракету Сатурн-5, на которой запускали лунные миссии.

А до этого он был нацистом, создавшим ракету "Фау-2", из которой выросли все его дальнейшие достижения, и которой во время Второй Мировой войны обстреливали Лондон. Талантливый человек, да. После войны американцы вывезли его в США, и наиболее крупные их успехи — его заслуга.

А при полигоне Пенемюнде, с которого производились испытания ракеты "Фау-2", был концентрационный лагерь. В котором, в частности, содержались советские военнопленные — почитайте про побег группы Девятаева.

Вот такая вот американская лунная программа. Такая, блин, вечная молодость.

#11 landak

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 599 сообщений
  • LocationРоссия, Московская область

Отправлено 14 Август 2017 - 02:16

Просмотр сообщенияWWK (13 Август 2017 - 11:58 ) писал:

А я, и не в одиночестве, сильно в этом сомневаюсь. И, повторюсь, после такого "караванного" космического старта в шесть пилотируемых посадок на Луну, еще в 1969-1972 гг., немедленный уход в тень, и длительное последующее немощное поведение, просто необъяснимы.

Ну а что необъяснимого? Был у них фон Браун — конструктор масштаба Сергея Королева, хотя и нацист. Была космическая гонка, в которой соперничали СССР и США. Т.е., была задача быть первыми на Луне, и была возможность этого достичь.

Сейчас космической гонки нет, как нет у США и второго фон Брауна.

Всё, что можно было сделать разумными усилиями в пилотируемой космонавтике (с использованием химических ракетных двигателей), уже сделано.

Дальнейший прогресс — если не рвать пуп — требует развития ядерных технологий. Это нужно для того, чтобы межпланетные перелеты стали дешевыми.

Глядя на наш прогресс в разработке ЯЭДУ, американцы тоже засуетились — хотят разработать твердофазный ЯРД. Ну и отлично! Посмотрим, что из этого выйдет.

#12 landak

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 599 сообщений
  • LocationРоссия, Московская область

Отправлено 14 Август 2017 - 02:36

Твердофазный ЯРД это иное направление, чем ЯЭДУ — у ТФЯРД меньше удельный импульс, зато больше тяга. В этом классе двигателей у нас был создан РД-0410, про который говорилось в начале статьи, а НАСА много усилий вложило в проект NERVA, который также был затем заброшен. Видимо, они считают, что, используя предыдущие наработки, могут быстрее создать работающий двигатель. В принципе, это тоже шаг вперед — конечно, если им хватит пороха не бросить проект на полпути, как в случае с NERVA.

#13 WWK

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 447 сообщений

Отправлено 14 Август 2017 - 04:48

Просмотр сообщенияlandak (14 Август 2017 - 01:14 ) писал:


1 - Фон Браун не консультантом при НАСА был — а главным конструктором, создавшим, в частности, ракету Сатурн-5, на которой запускали лунные миссии.

2 - А до этого он был нацистом, создавшим ракету "Фау-2", из которой выросли все его дальнейшие достижения, и которой во время Второй Мировой войны обстреливали Лондон. Талантливый человек, да. После войны американцы вывезли его в США, и наиболее крупные их успехи — его заслуга.

3 - А при полигоне Пенемюнде, с которого производились испытания ракеты "Фау-2", был концентрационный лагерь. В котором, в частности, содержались советские военнопленные — почитайте про побег группы Девятаева.

Вот такая вот американская лунная программа. Такая, блин, вечная молодость.
1 - Вы как-то странно возражаете. :) Я про одно, а вы про старое. Я же удивляюсь чему? Я же тому удивляюсь, что после такого бешеного старта амеров, они сразу и таинственно запхнулись и дышать перестали! За следующих полвека ни одного серьёзного старта! Ни снова на Луну, хотя логика говорит, что создать там постоянную базу, было бы не хуже, чем членство на русской МКС. Ни на вожделенный Марс, ни даже на родину укрей, маму-венеру! Даже на орбиту летать разучились! А вы всё снова про неизбывную гениальность Брауна! Спёкся он уже давным давно со своей гениальностью. Всё, что он сумел из себя выдавить, амеры поимели и использовали в полный рост!
2 - Так я ж и говорю! :)
3 - Вот и я клоню к тому, что даже самому Брауну, без русских было никак! :D

#14 WWK

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 447 сообщений

Отправлено 14 Август 2017 - 05:00

Просмотр сообщенияlandak (14 Август 2017 - 02:16 ) писал:


1 - Ну а что необъяснимого? Был у них фон Браун — конструктор масштаба Сергея Королева, хотя и нацист. Была космическая гонка, в которой соперничали СССР и США. Т.е., была задача быть первыми на Луне, и была возможность этого достичь.

2 - Сейчас космической гонки нет, как нет у США и второго фон Брауна.

3 - Всё, что можно было сделать разумными усилиями в пилотируемой космонавтике (с использованием химических ракетных двигателей), уже сделано.

4 - Дальнейший прогресс — если не рвать пуп — требует развития ядерных технологий. Это нужно для того, чтобы межпланетные перелеты стали дешевыми.

5 - Глядя на наш прогресс в разработке ЯЭДУ, американцы тоже засуетились — хотят разработать твердофазный ЯРД. Ну и отлично! Посмотрим, что из этого выйдет.
1 - Возможности небыло. Поэтому и не достигли!
2 - Но я вот заметил, что амеры из-за нынешнего позора, таки переживают. :)
3 - Это возможно. Моей скромной в этой области соображаловки недостаточно, чтобы чего-то взвешено возразить.
4 - Тут есть нюанс. Была бы возможность слетать на тот же Марс или даже скромно на Луну задорого, и мы, и амеры, за полвека хоть разок, но слетали бы.
5 - Правильно, и мы, и они, видимо в тупике, и ищем практическое решение.

#15 Boxer

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 873 сообщений
  • LocationМосковский мещанин

Отправлено 14 Август 2017 - 05:41

Братцы, ну давайте завяжем с луносрачем. А то там дальше по списку идут планета Нибиру, рептилойды и теория плоской земли. Летали они. Но такой ценой, которую нынче никто платить на станет. Несколько лет они тратили по 10% от бюджета. Какой смысл повторять сейчас Сатурн-5, если для него нету задач? Дорогая и зверски прожорливая ракета сейчас никому не нужна. А про утерю технологий, так просто напоминаю, мы сегодня не сможем построить АН-124. Просрали оснастку для изготовления цельных титановых нервюр. И тут есть 2 варианта: Или АН-124 не может существовать вообще, это миф и всё снято на "Мосфильме"; или его строила иная, высшая раса. Ну это если следовать логике луносрача.
З.Ы. по теме статьи. Реактивная тяга, пусть и самая мощная, имеет свой физический предел. Пардон, жире попы не пукнуть. Даже с ядерным РД мы остаёмся пленниками гравитационной ямы. Если сравнивать с развитием флота, мы пока модифицируем парус. Понятно, что чайный клипер быстрее дракара, но до скорости "Кометы" ему не дотянуться при самых благоприятных условиях. Нужен новый физический принцип выхода на орбиту. Ну а пока лучше уж иметь самый быстрый парусник, чем сидя на берегу мечтать о пароходе.
Мне моя брезгливость дорога
Мной руководящая давно
Даже чтобы плюнуть во врага
Я не набираю в рот говно.
Количество разума на земле, величина постоянная. А население растет...





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных