Перейти к содержимому


«MADE IN CHINA»: Новые шёлковые пути

Россия Китай Европа Энергетика

Сообщений в теме: 4

#1 nessie264

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 10 119 сообщений
  • LocationРоссия Снежинск-Тольятти

Отправлено 10 Март 2012 - 10:24

Posted Image

«MADE IN CHINA»: КОНКУРЕНЦИЯ НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РЫНКЕ ЮГО-ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Александр Латца



Posted Image
Поднебесная империя сейчас признана крупнейшим мировым производителем ветряных электростанций и солнечных батарей, поддерживающим при этом строительство АЭС и электростанций, работающих на чистом угле. В конце концов, учитывая отсутствие политики поддержки инновационных технологий, как в США, так и в Европе, в один прекрасный день может случиться так, что Запад обнаружит свою зависимость уже не от нефти Ближнего Востока, а от энергетических технологий «Made in China».

Впрочем, на Балканах Китай занимается не только торговлей и производством продукции. Страна также позиционирует себя как поставщика энергоресурсов для стран Балканского региона. Китайское государство действительно поддержало свои предприятия, и Китай стал на Балканах самым настоящим лидером инвестиционных вложений в отрасль возобновляемой энергии, опередив тем самым США и Германию.

Реорганизация европейского энергетического рынка с начала 2000-х годов позволила Евросоюзу распространить свои рыночные условия на Балканы, особенно после учреждения Европейского энергетического сообщества в июле 2006. Проект заключался в частичной интеграции балканских стран в единый европейский рынок. Таким образом, государства Юго-Восточной Европы к 2015 году обязались достичь европейских стандартов в сфере производства энергии. В 2009 были приняты новые нормативы (распространяемые также на балканские страны), предписывающие массовое сокращение выбросов газов, вызывающих парниковый эффект, рост использования возобновляемых энергоресурсов, а также снижение энергопотребления. Это стало огромной проблемой для стран Балканского полуострова, энергетическую инфраструктуру которых, по большей части, можно признать устаревшей. В некоторых случаях она вообще была повреждена в результате региональных конфликтов (как, например, в Югославии). Но кризис положил конец западно-европейским инвестициям в страны Восточной Европы — особенно в сферу развития инфраструктуры гидроэлектростанций, а также использования ветряных энергоресурсов. Именно в этот момент Китай начинает активное наступление на этот регион и занимается разработкой крупных энергетических проектов в балканских странах.

В Румынии, например, китайская национальная корпорация электрооборудования «China National Electric Equipment Corporation» представила проект стоимостью в один миллиард евро на сооружение теплоэлектростанции мощностью 500 МВт, а корпорация «Chinese Nuclear Power Engineering Corporation» вскоре займется строительством двух новых ядерных реакторов в городе Чернаводэ (Cernavodă). Также Пекин планирует строительство гидроэлектростанции мощностью 1000 МВт в городе Тарница-Лэпуштешти (Tarniţa-Lăpuşteşti) — этот проект оценивается в 1,3 миллиарда евро.

В соседней Болгарии «Китайская национальная ядерная корпорация» (China National Nuclear Corporation) работает над проектом укрупнения атомной электростанции Козлодуй (Kozloduy). Китайцы могли бы также получить преимущество в строительстве второй АЭС в Белене (Belene), ведь переговоры между Софией и Москвой по этому проекту все тянутся и тянутся. Наконец, внешнеторговый банк Китая предоставил кредит в миллиард евро под низкий процент государственной энергетической компании Сербии (Elektroprivreda Srbije) с целью модернизации сербских электросетей и строительства теплоэлектростанции в городе Костолац (Kostolac).

В сербской республике Босния, китайский Банк развития в настоящее время выделяет средства на строительство угольной электростанции мощностью 300 МВт в городе Станари (Stanari). Этот проект стоимостью 500 миллионов евро, реализуемый китайской компанией «China Dongfang Electric Corporation», будет стоить вполовину меньше цены, затребованной главными конкурентами китайцев в этой сфере — французской «Alstom» и польско-канадским концерном «Rafako-SNC Lavalin».

Инвестиции Китая, в 2010 году составившие около 55 миллиардов долларов, делают эту страну мировым лидером в сфере капиталовложений в возобновляемые энергоресурсы стран Балканского региона. С китайскими компаниями были подписаны многочисленные контракты:
китайские фирмы «Polar Photovoltaics » и «Wiscom Systems» планируют на западе Болгарии строительство электростанции, работающей на солнечной энергии.

В апреле 2011 года Государственная энергетическая корпорация Греции (Public Power Corporation of Greece (DEI)) заключила контракт с компанией «Sinovel Wind» (крупнейшим китайским производителем ветряных электростанций) на строительство ветряной электрической установки мощностью 200-300 МВт.

в Македонии, все в том же апреле 2011 года дочернее предприятие Китайской гидроэнергетическая корпорации «China International Water and Electric Corporation» подписало с македонским правительством протокол о намерениях на строительство 12-ти ГЭС вдоль реки Вардар (Vardar), протяженностью от Косова до греческой границы. Этот суперпроект стоимостью в 1,5 миллиарда евро, который рассчитывают завершить через 15 лет, будет также на 85% профинансирован кредитом Китайского банка развития.

Продолжая свои финансовые вливания в страны Балканского региона в условиях мирового кризиса, Китай решительно выделяется из рядов своих западных конкурентов, прекративших свои инвестиции. Эта тактика свидетельствует о долгосрочных планах Китая на рынок Восточной Европы — крайне нестабильный, но напрямую связанный с европейским рынком сбыта. Впрочем, стратегия Китая весьма прозрачна и касается как бедных восточноевропейских стран (Балканы), так и государств, испытывающих финансовые сложности (Греция, Испания). Китай также намерен укрепить свои позиции в Центральной Европе (Чехия и Польша).

Поднебесная империя сейчас признана крупнейшим мировым производителем ветряных электростанций и солнечных батарей, поддерживающим при этом строительство АЭС и электростанций, работающих на чистом угле. В конце концов, учитывая отсутствие политики поддержки инновационных технологий, как в США, так и в Европе, в один прекрасный день может случиться так, что Запад обнаружит свою зависимость уже не от нефти Ближнего Востока, а от энергетических технологий «Made in China».
Источник








«НОВЫЕ ШЕЛКОВЫЕ ПУТИ»: ЭКСПАНСИЯ КИТАЯ НА БАЛКАНАХ

Александр Латца



Posted Image
Многие обозреватели, определяя новые направления экономики Китая, говорят о «новых шелковых путях» — маршрутах, призванных улучшить условия транспортировки товаров. Эти новые континентальные направления имеют целью значительно сократить традиционные морские маршруты при отправлении из крупных китайских портов.

В последнее время часто обсуждается растущее влияние Китая на африканском континенте, однако, при этом забываются китайские успехи на Балканах. Уже в семидесятые годы существовали предпосылки к албано-китайскому сотрудничеству, но только в восьмидесятых Китай занялся выработкой реальной доктрины отношений с южно-европейскими странами. Сначала присутствие на Балканах казалось Китаю политическим проектом двойного назначения: во-первых, по отношению к Европе, во-вторых, к бывшей сфере влияния Советского Союза. После падения железного занавеса Пекин усилил свое влияние на Балканы, фокусируясь на коммерческом потенциале стран этого региона. За последнее десятилетие внешнеторговый обмен между Европой и Китаем вырос практически в четыре раза, со 101 миллиарда евро в 2000 году до 395 миллиардов евро в 2010.

Очевидно, цель Пекина состоит в сбыте дешевой китайской продукции балканским потребителям. Сначала торговые связи между Китаем и Балканами начали развиваться в направлении трех главных рынков региона — Болгарии, Румынии и Хорватии. В 2010 году двухсторонний торговый оборот с Бухарестом насчитывал 2,6 миллиарда евро, в то время как с Загребом и Софией оборот составил 1,1 миллиард евро и 630,5 миллионов евро, соответственно. Что касается Сербии, то, несмотря на хорошие отношения между Китаем и Сербией при Милошевиче, в 2010 году двухсторонний торговый оборот с Китаем достиг лишь суммы в 325 миллионов евро. Символом китайского успеха на Балканах стало открытие в 2010 и 2011 годах гигантских «чайнатаунов» в пригородах Белграда, Бухареста и Загреба. Аналогичный проект в настоящее время выполняется и в Болгарии.

Китайское внедрение в экономику Балкан носит не только коммерческий, но и промышленный характер. Это, к примеру, случай Dongfeng — одной из крупнейших китайских автомобилестроительных компаний, которая в конце 2009 года заключила контракт с сербской Fabrika Automobila Priboj (FAP) на сборку автомобилей в Сербии. Упомянем также о сотрудничестве китайской корпорации «Great Wall Motor» и болгарской компании «Litex Motors», которые в феврале 2011 начали производство автомобилей эконом-класса. Китай также развивает инвестиционную политику в области добычи полезных ископаемых для того, чтобы обеспечить растущие потребности экономики своей страны. Например, китайская металлургическая компания «China Minmetals Corporation» недавно подписала договор с «Aurubis Bulgaria» — филиалом крупнейшего европейского производителя меди. Вскоре после этого китайская компания «Sichuan Jiannanchun International Group» и турецкая «Kürüm Energy, Resources, and Metallurgy» создали совместное предприятие «Illyria Mineral Industry», которое намерено развивать экспорт албанского феррохрома в Китай. В настоящее время Пекин ведет переговоры о запуске подобных проектов в Боснии-Герцеговине и Косово.

Греция замечательно иллюстрирует китайские достижений на Балканах. В самый разгар кризиса Китай оказал весомую поддержку экономике Греции покупкой краткосрочных долговых обязательств, выпущенных казначейством этой страны, но главным образом тем, что подписал контракт на 3,4 миллиарда евро, позволивший одной из крупнейших в мире транспортных судоходных компаний «China Ocean Shipping Company» отремонтировать и использовать часть греческого порта Пирея. Контракт позволил китайской компании построить третью погрузочную пристань и логистический центр, увеличив тем самым пропускную способность порта. Пекин также учредил особый греко-китайский фонд в пять миллиардов долларов для развития морского судоходства, планируя увеличить перевалку контейнеров втрое. Таким образом, к 2015 году порт сможет принимать до 3,7 миллиона грузовых судов в год, а двусторонний торговый оборот с Афинами возрастет до восьми миллиардов долларов ежегодно. Строя этот китайский транспортный узел в Средиземном море, Пекин должен был постепенно начать направлять маршруты своих судов от портов Неаполя и Стамбула в сторону Греции. Но «China Ocean Shipping Company» имеет виды также и на порт Салоники, который посредством железной дороги соединен с другими Балканскими странами и с Центральной Европой.

Китайское правительство непосредственно заинтересовано в скорой приватизации греческой государственной железнодорожной компании, которую планируют выставить на продажу в рамках сокращения государственного долга страны. Китайское намерение установить контроль над морским и железнодорожным сообщением Греции вполне понятно: Пекин хочет сделать Грецию чем-то вроде своего перевалочного узла, чтобы, поставляя китайскую продукцию в средиземноморский регион, затем иметь возможность переправлять ее во все стороны света: с севера страны в Центральную Европу, а с юга Греции — в страны мусульманского мира.

Многие обозреватели, определяя новые направления экономики Китая, говорят о «новых шелковых путях» — маршрутах, призванных улучшить условия транспортировки товаров. Эти новые континентальные направления имеют целью значительно сократить традиционные морские маршруты при отправлении из крупных китайских портов. Очевидно также, что ввиду все более частых случаев пиратства, железнодорожные перевозки на сегодняшний день намного надежнее, чем морской транспорт. Следовательно, строительство «греческого транспортного узла» логично вписывается в планы оптимизации коммерческих маршрутов, особенно если сопоставить его с проектами по освоению новых железнодорожных направлений. Именно с этой целью Китайский Банк развития (CDB) принял участие в финансировании (с суммой в 4,5 миллиарда евро) строительства участка общеевропейского транспортного коридора № 10, открытие которого намечено на 2013 год. Этот коридор должен соединить Западную Европу с Турцией, проходя через территорию Австрии, Словении, Хорватии, Венгрии, Сербии, Македонии, Болгарии и, конечно же, Греции. Пекин также финансирует восстановление моста в пригороде Белграда, который соединит оба берега Дуная и будет закончен в 2014 году, получив название «Мост сербо-китайской дружбы»
Источник

#2 Triff11

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 206 сообщений
  • LocationЛатвия. Рига

Отправлено 13 Март 2012 - 11:28

China Star – первый китайский круизер

Еще недавно все похахатывали, что Китай строит свои автомобили. В результате - он заполонил своими дешевыми и качественными машинами улицы городов мира. Чувствуется, что в крупнейших портах мира скоро будут стоять китайские круизные корабли. Поскольку, первый такой вот-вот выйдет в рейс!


Posted Image


Несколько месяцев назад у нас вызывал удивление первый африканский электромобиль Joule. Сейчас же пора порадоваться и технологическим успехам китайцев, которые собираются в ближайшие несколько недель ввести в эксплуатацию свой первый круизный корабль мирового класса – China Star.

Posted Image

China Star – это огромный и шикарный катамаран. Его длина составляет 131 метр, а на его борту смогут уместиться до четырехсот человек: 200 пассажиров и 200 членов экипажа. Жить они будут в 172 номерах, расположенных на двенадцати уровнях лайнера. Уровень комфорта и услуг на этом круизном корабле будет соответствовать шестизвездочному отелю. Вот только описываемая гостиница будет передвигаться по Южно-Китайскому морю!

Posted Image

Практически каждая каюта на China Star имеет собственный панорамный балкон. На круизном лайнере будет множество шикарных ресторанов, собственный театр и кинозал, караоке-бар, библиотека, сигарный и винный бар, а также магазины беспошлинной торговли.

Posted Image

Как уже упоминалось выше, круизный лайнер China Star будет ходить по Южно-Китайскому морю, привозя пассажиров в крупнейшие порты Китая и на лучшие курорты Поднебесной Империи.

Posted Image

Первый китайский круизный лайнер China Star был спущен на воду 8 марта 2012-го года. В первый же свой рейс с пассажирами он выйдет уже в начале мая.
Изображение

#3 Bravo@

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 901 сообщений
  • LocationНАТО

Отправлено 27 Март 2012 - 10:49

Опять скопировали? Или пора признать, что китайцы учатся строить технологичную продукцию?

#4 nessie264

    Переводчик

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 10 119 сообщений
  • LocationРоссия Снежинск-Тольятти

Отправлено 27 Март 2012 - 10:55

Хон Хай


Сергей Голубицкий , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №2 от 07 Февраля 2011 года.

«Через 20 лет в мире останутся только две компании:
всё производить будет Foxconn, а продавать — Wal-Mart Stores».
Популярная шутка среди тех, кто в теме


Posted Image

В июне 2006 года лондонский таблоид Daily Mail опубликовал осуждающий наезд на китайскую фабрику в Лонгхуа, производящую музыкальные плееры iPod для Apple. 30 тысяч бесправных рабов за кров и похлебку вкалывали на потогонном производстве, напоминающем трудовой концентрационный лагерь: повсюду — колючая проволока, охранники на КПП, работники перемещаются по территории строевым шагом, не хватало только собак и характерных окриков «Шнеллер-шнеллер!» Даже имя у фабрики, и то говорящее — Foxconn1.
Понимающие люди сразу догадались, что бульварной газете до участи китайских рабочих дела мало: Apple заказали конкуренты. Не случайно все последующие рецидивы борьбы за права человека и всплески праведного гнева средств массовой информации в адрес китайского потогонного производства совпадали по срокам с выходом на рынок триумфальных гаджетов Стива Джобса: iPhone 3GS, iPad, iPhone 4.
Как бы там ни было, но в 2006 году впервые засветилось имя китайского «контрактного производителя» Apple, о котором ранее ведали лишь посвященные профессионалы, — Foxconn. Заинтригованная общественность принялась копать глубже и глазам своим не поверила: взору предстал не очередной безымянный мастер наколенной сборки из Поднебесной, а колоссальное предприятие, чьи обороты в полтора раза превышают обороты заказчика (Apple). Вот лишь несколько ключевых показателей Hon Hai Precision Industry (Foxconn — торговое имя тайваньской компании):
  • 920 тысяч работников (!!!);
  • оборот: 79 миллиардов долларов (2008 г.);
  • чистая прибыль: 2,36 миллиарда долларов (2008 г.);
  • крупнейший экспортер Китая;
  • крупнейшая компания Тайваня;
  • 12 производственных мощностей в 9 городах континентального Китая; остальные фабрики разбросаны по миру: в США, Японии, Великобритании, Чехии, Венгрии, Бразилии, Мексике, Индии, Вьетнаме, России;
  • полный список заказчиков и производимой продукции держится в строжайшем секрете; из того же, что всплыло на поверхность: Foxconn изготавливает mac-mini, iPod, iPhone и iPad для Apple, игровые приставки PlayStation 2 и PlayStation 3 для Sony, игровую приставку Wii для Nintendo, xBox 360 для Microsoft, электронные «читалки» Kindle всех поколений для Amazon.com, сетевое оборудование для Cisco, материнские платы для Intel, компьютеры для Dell и Hewlett-Packard, комплектующие для IBM, телефоны для Nokia и Motorola, а также материнские платы и видеокарты под собственной маркой WinFast.
ДО НЕДАВНЕГО ВРЕМЕНИ FOXCONN УДАВАЛОСЬ СКРЫВАТЬ ИСТИННЫЕ МАСШТАБЫ СВОЕГО БИЗНЕСА: КОМПАНИЯ СВЯТО БЛЮЛА ТАЙНЫ СВОИХ ЗАКАЗЧИКОВ
Сказать, что производственный список «Хон Хай» впечатляет, — значит ничего не сказать. Перед нами практически вся линейка самой востребованной на рынке продукции индустрии 3C2. При таком раскладе шутка из эпиграфа даже и не кажется гиперболой.
Поразительно, однако, как «Хон Хай» удавалось скрывать свои истинные масштабы до самого последнего времени под шапкой-невидимкой! Компания свято блюла промышленные тайны своих заказчиков, а Терри Гу, отец-основатель и генеральный директор, вел неприметный образ жизни, категорически отказывался от интервью и камуфлировал 6 миллиардов долларов личного состояния официальным годовым окладом в размере 30 центов (1 тайваньский доллар). Даже штаб-квартиру компании укрыли от посторонних глаз на третьем этаже отгрузочного дока в промышленном пригороде Тайбэя Тучень3 — чем не иллюстрация гангстерских фильмов из Голливуда!
Впрочем, маскировочных действий предпринимать не требовалось: именно здесь, в Грязном городе, «Хон Хай» и появился на свет в 1974 году. История восхождения Терри Гу написана в лучших традициях rags-to-riches4. Одолжив у родителей 7 400 долларов, Терри купил два формовочных пресса и принялся отливать пластиковые ручки для переключения телевизионных каналов. За ручками последовали коннекторы, которыми «Хон Хай» в начале 80-х соединял джойстики с игровыми приставками Atari.

Posted Image
В середине 80-х Терри Гу отправился в турне по Соединенным Штатам, где на протяжении 11 месяцев демонстрировал чудеса коммивояжерского искусства. Прикатывал в незнакомый город, арендовал там длинный-предлинный и не менее безвкусный «Линкольн», заваливался прямо с улицы в компьютерные компании и предлагал свои услуги: любые коннекторы, любые шлейфы, любые блоки питания, любые корпуса, любые кабели — и всё это по цене в 10 раз ниже той, что у вас есть сейчас!
Из Америки Гу вернулся победителем с длиннющим списком производственных заказов, на вершине которого красовался сам Голубой гигант — IBM! Дело было за малым: заказы эти выполнить. В конце 80-х Тайвань испытывал кризис перепроизводства, а сильная местная валюта и высокие зарплаты усложняли конкуренцию на внешнем рынке. Предприниматели в спешном порядке выводили производство в Юго-Восточную Азию — Индонезию, Сингапур, Малайзию и Таиланд. Терри Гу, один из немногих, решил попытать счастья на исторической родине.
И не прогадал. Поднебесная, отпугивавшая тайваньских предпринимателей коммунистической идеологией, давно уже созрела для массового производства: привлекательность миллионной армии работников, готовых вкалывать 24 часа в сутки за символические деньги, усиливалась практически полным отсутствием конкуренции со стороны местных управленцев. Не считать же таковыми красных директоров и начальников цехов на социалистическом производстве, приученных «культурной революцией» лишь исправно брать под козырек да выполнять спущенные сверху пятилетние планы?
Расторопный Тайвань быстро воспользовался удачным стечением обстоятельств: высококлассные бизнесмены, получившие MBA в лучших университетах США и Европы, с легкостью направляли в нужное русло энергию исполнительных люмпенов, лишенных долевых амбиций.
В 2010 ГОДУ КОМПАНИЯ ТЕРРИ ГУ ДЕМОНСТРИРОВАЛА ЧУДЕСА ВЫДЕРЖКИ И ЗДРАВОМЫСЛИЯ, УМЕЛО ПАРИРУЯ ОПЛАЧЕННЫЕ КОНКУРЕНТАМИ ВЫПАДЫ СМИ
Вслед за IBM договор о производственном аутсорсинге с Foxconn подписали Compaq, Hewlett-Packard, Apple и Dell. Ради эксклюзивных отношений Терри Гу шел на любые уступки. Захотел Майкл Делл, чтобы Foxconn наладил производство у него под боком (для упрощения контроля) — пожалуйста! «Хон Хай» купил готовую фабрику в Канзас-Сити и запустил линию по сборке компьютерных корпусов. Себе в убыток. Зато — товар лицом. Зато — показал себя. И зарекомендовал. Сегодня Foxconn изготавливает практически всё, что продает Dell. Под ключ. И делает это в Китае.
Самое привлекательное для западных заказчиков в «Хон Хае» — его умение хранить производственные тайны. Как в могиле. Единственная утечка случилась летом 2009 года, когда 25-летний Сан Даньён из отдела снабжения засветил прототип iPhone 3GS, а затем от горя и стыда наложил на себя руки. Конкуренты, разумеется, не преминули списать трагедию на счет «негуманной и военизированной системы управления, игнорирующей фундаментальные права человека». Но Apple расставил акценты точно: выразил соболезнование родственникам Сана и подтолкнул Foxconn к правильной компенсации: брат Сана получил 44 тысячи долларов, а подружка — новенький Macbook Pro.
Кому-то подобная реакция работодателя может показаться закономерной, однако для «Хон Хай» — это грандиозный скачок в развитии собственного социального имиджа. В 2006 году, когда двое китайских журналистов по стопам London Daily Mail осмелились опубликовать в China Business News свою версию упреков, Foxconn молниеносно подал в суд за клевету и добился заморозки личных банковских счетов правдолюбов. Потребовалось решительное вмешательство Apple и Hewlett-Packard, объяснивших тоталитарному могулу, что его непропорциональная мстительность катастрофически подрывает имидж брендов в западном полушарии. История с Сан Даньёном тем более показательна, что служба безопасности Foxconn и до инцидента с iPhone 3GS несколько раз фиксировала «пропажи» прототипов у неуравновешенного сотрудника.

Posted Image
В 2010 году компания Терри Гу уже демонстрировала чудеса выдержки и здравомыслия. К торжественному появлению на рынке планшета iPad и нового поколения смартфонов iPhone 4 конкуренты Apple оркестрировали блестящие массовые истерии: ведущие мировые СМИ как по мановению волшебной палочки поведали общественности о цепочке самоубийств, случившихся на заводах «Хон Хай» в Китае. Вызванных, разумеется, все тем же звериным презрением к «правам человека».
Реакция Foxconn достойна хрестоматии. Для начала руководство остудило публику статистикой. Оказалось, что уровень самоубийств на заводах компании в девять (!) раз ниже, чем средний по Китаю. Затем — дезавуировало слухи о «концлагере»: у «Хон Хай» лучшие в Китае условия проживания рабочих, лучшая система питания на производстве — с блюдами региональной кухни в меню и даже — о чудо! — полагающимся каждому труженику вареным куриным яйцом на завтрак, — высокий заработок с гарантией своевременной выплаты (вообще редкость, потому как рабочих в Китае кидают везде и постоянно) и высокие сверхурочные, которые, в отличие от общепринятой практики, оплачиваются по утвержденной государственными нормативами таксе.
PR-акцию «Хон Хай» завершил на бодрой ноте: объявил о 30-процентном повышении заработной платы, украсил общежития боксерскими грушами с изображением начальников цехов (молоти себе на здоровье — снимай стресс, только не убивайся!), набрал в штат буддистских монахов для регулярных молебнов на производстве, создал телефон доверия, обещал каждому настучавшему на потенциального самоубийцу по 30 долларов, организовал фестиваль искусств, обмотал общежития стальной сеткой5 и торжественно обещал больше не допускать сегрегации тайваньскими управленцами континентальных пролетариев. Apple мог гордиться своим учеником.
* * *
Предлагаю теперь читателям препарировать тайваньского гиганта на предмет выявления черт и обстоятельств, обеспечивающих «Хон Хай» уникальное место в системе трансконтинентальных экономических отношений. Это знание тем более важно, что сегодня как на Западе, так и в России доминируют вздорные и опасные мифы относительно китайской производственной доминанты. Общая тенденция этих мифов: стабильная недооценка опасности, связанной с диспропорциональным смещением производства в одну точку политической карты мира. Итак:
Миф первый: Творческое бесплодие Азии

Posted Image

Китай, мол, напрочь лишен эвристической мысли, единственно способной оплодотворить высокотехнологичный продукт. Изготовить комплектующие, отлить стальные шаблоны, собрать на конвейере — это пожалуйста, а вот самим что-то придумать — тут пас.
Развенчание этого мифа не составит труда: достаточно взглянуть на пример тайваньской HTC, долгие годы выполнявшей, подобно «Хон Хай», производственные заказы мировых брендов в сфере наладонных устройств — Compaq, Hewlett-Packard, Sony, Fujitsu-Siemens. Пять лет назад HTC решила выйти из тени и выступить под собственным брендом. И каков результат? Полное уничтожение всей конкуренции, создание длинных линеек собственной продукции, которая по технологичности практически недосягаема для бывших «заказчиков». Сегодня HTC тотально доминирует не только на старом рынке устройств под управлением Windows Mobile, но и на зарождающемся рынке Android.
По аналогии можно предположить, что если по каким-то соображениям пути Foxconn и Apple разойдутся, тайваньский монстр просто завалит мир собственными аналогами айфонов и айпэдов, которые уничтожат пионера бренда да хоть бы пятикратно сниженной ценой.
Сегодня НИОКР Foxconn и других азиатских «контрактников» развивается бешеными темпами, подкрепленными многомиллиардными вливаниями капитала. Самые последние цифры: Терри Гу выделил 1 миллиард долларов на строительство крупнейшего исследовательского центра на Тайване. Откуда возьмутся знания и ноу-хау? Для начала: компания уже зарегистрировала 25 тысяч (!) собственных патентов и разработок. Если окажется мало, доберут остальное, скупив в готовом виде, либо по старинке «позаимствовав» и «творчески доработав»!
Миф второй: в ответ на самостоятельную экспансию Азии Запад закроет свой рынок запретительными таможенными пошлинами.

В результате азиатское производство захлебнется, потому что на внутренних рынках Китая невозможно реализовать продукцию в привычных объемах.
В самом деле: откуда взяться покупателям айфонов в стране, где люди в охотку пашут за 100 долларов в месяц? Ну что вы! Это обманчивая иллюзия! Во-первых, китайский рынок совершенно безбрежен уже в ближайшей перспективе. Яркое доказательство: автомобильный рынок Китая, который на наших глазах превращается в Центр Мира. Гибкая система кредитования, дополненная государственным субсидированием, позволит полутора миллиардам китайцев покупать аналоги айфонов ничуть не в меньших количествах, чем они покупают уже сегодня автомобили. Во-вторых, не нужно забывать, что привычная для нас цена в 800-1 200 долларов за iPhone 4 — не более чем аберрация западного консьюмеризма. Китай уже сейчас буквально завален контрафактами и аналогами «надкусанового счастья» по цене, не превышающей 100-150 долларов.
Миф третий: у Foxconn и всей азиатской промышленности нет главного: умения и возможности создавать тренд.

Супертехнологичную электронную игрушку собственной разработки, может, и соберут, но вот заставить Запад ее покупать — ни в жисть!
АЗИАТСКИЙ ГИГАНТ ДОТЯНУЛСЯ И ДО РОССИИ. В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ ОТКРЫЛОСЬ СОВМЕСТНОЕ СБОРОЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ FOXCONN И HP
К сожалению, это тоже заблуждение. Опровержением служит упомянутый HTC, он уже который год подряд создает не только высокотехнологичные, но и архимодные коммуникаторы на Windows Mobile и Android, и те разлетаются в Мюнхене, Лондоне, Париже и Москве как горячие пирожки. А вот еще: взгляните на Samsung, который из дизайнерского уродца (чего стоят одни только гигантского размера буквы логотипа, упорно наносимые производителем на лицевую сторону всех своих гаджетов!) превратился в создателя самого совершенного и популярного (после iPhone, разумеется) коммуникатора наших дней — Galaxy S.
Короче говоря, надеяться на то, что Foxconn и его младшие китайско-тайваньско-корейско-сингапурские братья проявят скромность и откажутся от того, чтобы перетянуть на себя все одеяло без остатка, не приходится. Думаю, это лишь вопрос времени.
Взглянем теперь на составляющие успеха «Хон Хай». Помимо праздного любопытства («Каким образом маленькая лавочка превратилась в крупнейшего в мире производителя 3С?»)6, напрашивается еще и прагматический мотив («Что мы можем этому монстру противопоставить?»).
Сразу скажем: в империи Терри Гу нет ничего оригинального. Все задействованные им методы управления и векторы развития давно и хорошо известны, однако в случае «Хон Хай» речь идет об исключительно гармоничном и удачном совмещении всего традиционного наследия.

Posted Image
В основе корпоративной культуры «Хон Хай» лежит принцип вертикальной интеграции. Желая перестраховаться от непредвиденных сбоев в поставке тех или иных составляющих, способных сорвать выполнение заказов в жесткие сроки, Foxconn пытается все производить самостоятельно — от проводочка, винтика, разъема и шлейфа до материнских плат и жидкокристаллических экранов. Вертикальная интеграция, как уже было сказано, не является спецификой компании Терри Гу и давно уже используется всеми корейскими чаеболами.
Динамику производства «Хон Хай» определяет концепция органичного роста, которая предполагает постепенное и неспешное наращивание собственных мощностей, а не поглощение сторонних компаний. В таком подходе Foxconn достаточно оригинален, поскольку его главные конкуренты в области «контрактного производства» — сингапурский Flextronics и канадcкая Celestica — предпочитают более традиционный («пожирательный») подход.
Культура управления «Хон Хай» целиком и полностью выстроена на традиционной китайской модели. В ситуации, когда империя огромна (920 тысяч служащих!), а император один (Терри Гу), власть приходится делегировать. Но делается это не путем ее распределения между правителями локального уровня (менеджерами среднего звена), а за счет перенесения «концепта власти» в головы подданных. Звучит, конечно, устрашающе, на практике же реализуется на ура. Даже название для подобной «трансплантации» в истории есть подходящее — культ личности!
Императору не хватает рук, чтобы дотянуться до каждого исполнителя? Не беда! Будем управлять на уровне сознания. Управление и власть с окриков и репрессий на улице переносится в головы подданных. В этих головах закладывается фундамент подчинения через обожествление руководителя. На всех фабриках Foxconn висят портреты Терри Гу в компании видных политических и партийных шишек Поднебесной. В заводских книжных лавках продаются биографии Отца-основателя, а также — угадали! — «Цитатник Гу», наполненный такими же легко запоминающимися банальностями, что и у Великого Кормчего7.
* * *
Пора подводить итоги. Что же прикажете делать с тайваньским монстром? Как противостоять его натиску? Боюсь, никак. Запад сегодня (включая Россию!) абсолютно не в состоянии противопоставить Foxconn что-нибудь путное. Ни один из рецептов быстрого производственного роста и доминирования, задействованных Терри Гу на своих предприятиях, не работает в нашей цивилизации как минимум последние лет 50. Даже в России, не особо избалованной изобилием, у работников — отличные от китайцев запросы, отличная дисциплина, отличные традиции и отличные трудовые отношения с начальниками и «императорами».

А посему остается смириться с китайским доминированием в мировом производстве и выстраивать собственные противовесы. Скажем, развивать переработку сырья, чтоб хотя бы торговать производными продуктами, а не позорным нефтегазом. Ну и, конечно же, вооружаться, потому как рано или поздно к нам придут и попросят добровольно поделиться излишками. И тогда разговорами о былом могуществе и величии не отделаешься.


1 Fox — лисица, Con — уголовник, зек (англ.).
2 Computer — компьютеры, Communication — коммуникации, и Consumer-electronics — бытовая электроника.
3 Грязный город (мандаринск.).
4 Из грязи в князи, американская мечта (англ.).
5 Все 14 самоубийств 2010 года были связаны с прыжками из окон и с крыш зданий.
6 А в последнее время — и 4С, поскольку «Хон Хай» к своим традиционным Computers, Communications и Consumer Electronics в 2010 году добавил еще и Cars — цифровое оборудование для автомобилей!
7 Вот к примеру: «В каждой организации самое важное — это лидер, а не управление. Лидер должен проявлять готовность стать диктатором для всеобщего блага».
Источник

Некоторые утверждения оставим на совести автора, а впрочем - жизнь покажет.

Вот здесь ещё про Хон Хай

#5 Bravo@

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 901 сообщений
  • LocationНАТО

Отправлено 27 Март 2012 - 12:28

Оч хороший материал





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных