Перейти к содержимому


Отлив опускает все лодки (CIV20)

Цивилизация Кризис Already Yet Катастрофа бронзы

Сообщений в теме: 11

#1 Abalkin

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 461 сообщений

Отправлено 29 Октябрь 2012 - 02:55

Изображение

Отлив опускает все лодки (CIV20)


crustgroup

29 октября 2012


Хорошо известна крылатая фраза экономической теории : "Прилив поднимает все лодки".
В самом деле, говоря о повышательной волне экономического цикла, мы часто употребляем слова "бум", "ажиотаж", "лихорадка" и даже "взрыв".

Именно так люди, оказавшиеся современниками повышательной волны, называют явления экономического и социального роста — тучные и сытные года, когда положительная тенденция в климате, технологии, демографии, экономике и доступных ресурсах позволяет миру быть "сегодня богаче, чем вчера, а завтра — богаче, чем сегодня".

Однако метафора "взрыва" уже сама по себе задаёт пределы роста. Невозможно расти по экспоненте вечно — рано или поздно параметр, вроде бы являющийся в начале процесса несущественным, вдруг оказывается определяющим и ограничивающим рост.

Помните грузовики землян из "Аватара" Камерона?

Изображение

Казалось бы — чего проще? Взяли наш обычный, современный самый большой грузовик — да и увеличили его геометрически всего лишь раза в два.

А вот и нет. Если бы это можно было сделать так просто — инженеры бы это уже сделали. А не делают они этого по простой причине — на такой размер и такую массу, как в "Аватаре", давление в шинах такого карьерного гиганта должно превысить все мыслимые пределы прочности любой, самой армированной резины, а любой острый камушек станет приговором для такой супердорогой и сверхтехнологичной покрышки.

Вот и ограничили максимальный размер карьерного самосвала исходя из требований по его пневматическим покрышкам, а замечательный "Terex Titan 33-19" с его впечатляющей грузоподъёмностью в 320 тонн так и остался экспериментальным и единственным образцом.

Поэтому, возвращаясь к нашему позднему Бронзовому веку, нам надо найти и понять ту несущественную деталь, которая сломала спину мощному верблюду цивилизации бронзы.

И я предлагаю Вам, как и всегда, свои мысли. Ну — и ссылки на доступные нам факты, если моя реконструкция вас в чём-то не устроит.



Во-первых, решим для себя, какую роль в нашей истории могут сыграть армии хеттов и фараона, микенские дворцы, финикийские корабли, фиванские жрецы, золотые рудники Нубии или медные копи Крита?

Многие читатели, возможно, будут долго доказывать преимущества одних видов оружия перед другими и особенности климатических условий разных стран Средиземноморья. И будут, безусловно, правы.

Да, Древний Египет, наряду с Месопотамией, был основным поставщиков зерна для глобального рынка Восточного Средиземноморья.
Да, хетты были "держателями патента" на примитивные технологии получения и обработки кричного железа (разница в температуре от бронзового процесса вроде бы и незначительная — всего-то около 200-300 °C, но эти градусы были очень важны!).
Да, микенские греки и финикийцы — безусловные "глобалисты" того времени, которые обеспечивали Бронзовый мир столь необходимым для него оловом.

Однако наиболее важен факт наличия столь разноплановых "специализаций", как таковых.
Ведь он, на самом деле, показывает избыточность мира поздней бронзы по основному энергетическому ресурсу.
Прилив тогда "поднимал все лодки". И это был прилив пищи, прилив зерна, которое в избытке производилось тогда на полях Египта Нового Царства и Месопотамии.

Поясню это на простом примере.
Многие виды деятельности человека для производящей экономики, вообще-то, являются совершенно бесполезными.
Например, таковым видом деятельности являлось и является добыча золота.

Изображение

Золото, даже в настоящее время, как материал или промышленный металл, имеет очень ограниченное использование. Контакты микросхем, пожалуй, единственное разумное применение этого металла. Всё остальное — не более чем наше собственное гиперболизированное отношение к этому металлу, как к некой сверхценности.

Да, золото издревле являлось платёжным средством. Но — раба или надсмотрщика на золотых приисках Нубии или Фракии надо было кормить, поить и охранять.
Те же проблемы возникали и на серебряных копях Аттики.

При этом, подчеркну это ещё раз — никакого полезного использования в древности данные металлы не имели.
То есть добыча золота и серебра какой-либо из стран Восточного Средиземноморья лишь показывала их собственную возможность кормить и содержать армию золотодобытчиков и давало этим странам принципиальный вариант покупки чего либо, опять-таки производимого с излишками, у своих соседей.

То есть, если медь позволяла поднять производительность труда земледельца, лесоруба или кораблестроителя, если бронза обеспечивала эффективность воина, то ни золото, ни серебро никакой производственной функции в древности не несло. Красивые безделушки — и не более.

Поэтому история расцвета и упадка рудников Нубии (а египетское слово NeBu и обозначало золото )— это и есть история расцвета и упадка Египта и, шире того, всего Восточного Средиземноморья. Просто золотые рудники, как и любой верхний уровень пирамиды, оказались наименее устойчивы к резким изменениям на нижних уровнях.

Ведь в Бронзовом веке выбор первичных источников энергии у человечества был очень невелик — по сути дела это была мускульная сила самих людей, несколько простейших "усилителей" из числа одомашненных животных (об особенностях этих "усилителей" даже по сравнению с римским временем — чуть ниже), энергия ветра в морских путешествиях (что сыграет злую шутку с Империями) и энергия горящего дерева в металлургии.

И, конечно же, кроме всего этого была ещё первичная солнечная энергия, которая обеспечивала через земледелие энергией и людей, и домашних животных. И именно земледелие держало на своих плечах всю пирамиду цивилизации Бронзового века.

Что же происходило в далёкой от Средиземноморья Нубии на протяжении всего II тысячелетия до н.э.? Если вы помните, с 1850 года до н.э вплоть до 1200 года до н.э. в Европе шла мощная повышательная волна температурного цикла, пока около 1200 года до н.э. не случилось "событие Бонда №2" и температурный тренд развернулся на противоположный.

Нубия очень чётко, вместе со всей инфраструктурой добычи "презренного металла" следует за этим повышательным трендом. Положительная обратная связь "температура-осадки-урожаи-зерно-энергия-люди" спокойно поднимает и утлую лодку Нубии.
Однако, уже правление Рамзеса II (Великого) — это пик добычи золота в Нубии. Учитывая масштабность добычи золота в Нубии в египетское время и пустынные условия Нубии — развитие и упадок добычи золота в Нубии определяется достаточно просто, исключительно по датировке найденных следов древних копей.

Причём речь шла не о том, что золото в Нубии закончилось (его там добывали и арабы много позднее), а о том, что Египет уже в царствование Рамзеса Великого уже не мог поддерживать всю инфраструктуру золотодобычи в Нубии.
Поскольку единственным золотодобытчиком на территории Нубии был Египет — проблемы с добычей золота в Нубии чётко говорили о проблеме с зерном в Египте. На земледельцев, писарей, воинов и ремесленников зерна ещё хватало, а на золотые копи — уже нет.

Напомню, что температурная волна ещё шла вверх. Числитель (производство зерна) объективно должен был расти. Однако — зерна стало не хватать. Математически можно понять, что в этом случае надо смотреть на знаменатель.
Людей просто стало больше. Причём в какой-то момент (судя по всему — именно в "золотой век" поздней бронзы) рост народонаселения оторвался от роста производства зерна. В общем, старый лозунг "плодитесь и размножайтесь" в очередной раз сыграл плохую шутку с человечеством.

Первыми от таких изменений ожидаемо пострадали окраины цивилизованного мира и цивилизации, производившие "товары длительного пользования" тогдашней экономики.
Египтянам можно было отсрочить модернизацию армии современным оружием или свернуть золотодобычу в Нубии.

В случае же хеттов, несмотря на их меньшую, нежели у Египта численность населения, вопрос продовольственного обеспечения стоял гораздо острее. И в этом отношении хетты очень зависели от обмена своих высокотехнологичных изделий из железа и продукции бронзы с вассального им Кипра на зерно Египта.

Аналогичные взаимные зависимости были у финикийских торговцев и микенских греков, контролировавших потоки олова. Древняя глобализация позволила многим средиземноморским народам подняться на небывалую вершину в своём развитии, но она же и поставила их в критическую зависимость и друг от друга и от основного энергетического ресурса того времени — зерна.
Поэтому вопрос падения всей пирамиды оказался завязан лишь на то, сколь долго Египет сможет вносить свою растущую лепту в котёл глобализации и насколько население Восточного Средиземноморья будет соответствовать размеру пирамиды, которую можно будет выстроить на этом ресурсе.

Первые собщения о голоде в Хеттской Империи относятся уже к 1250-1230 г. до н.э. во времена правления хеттского царя Тудхалия IV, за пятьдесят лет до начала "События Бонда".

Одновременно с первыми признаками катастрофического состояния державы хеттов происходят и непонятные, но тревожные события в Ахайе (Аххияве).
Так, табличка дипломатической переписки, найденная при раскопках столицы хеттов Хаттусы содержит следующий отрывок из договора между Тудхалией IV и царем Амурру: «…цари, равные мне в достоинстве: царь Египта, царь Вавилона, царь Ассирии и царь Аххиявы». При этом слова «и царь Аххиявы» были стерты позднее, но прочесть их все же удалось. Едва ли писцу пришло бы в голову вставить в этот перечень царя Аххиявы, если бы в то время эта страна действительно не входила в число великих держав, а то, что слова эти впоследствии были вымараны, свидетельствует о том, что Микенская Греция ещё до падения державы хеттов и гораздо раннее нападения второй волны "народов моря" на Египет внезапно погружается в мрак анархии.

Многие ранние исследования связывают анархию, которая поглотила Микенскую Грецию, с нашествием северных варварских племён — дорийцев.
Однако, новейшие исследования и детальные исследования обнаруженных в ХХ веке записей греческих городов-государств того времени демонстрируют совершенно иную картину.

Изображение

Как видите — цивилизация Микенской Греции в основном островная, а континентальная часть её отделена от севера Греции узким Коринфским перешейком. То есть у сухопутных варваров-дорийцев, по сути дела, не было бы шансов против микенских греков, которые освоили мореплавание давным давно.

Да, дорийцы в итоге захватывают Пелопоннес. Но происходит этот последний акт драмы лишь около 1200 года до н.э.!
А пока, на табличках, раскопанных в пелопоннесском Пилосе, мы читаем, что вторжение ждут со стороны моря и жители города спешно укрепляют побережье. Первый слой массовых разрушений микенских городов датирован около 1230 г. до н.э. В Египте, напомню, всё ещё пик могущества, там правит Рамзес II, прозванный впоследствии Великим.
А в Греции уже бушует необъявленная война всех против всех, у хеттов — постоянный голод.

Элиты начинают "что-то подозревать", но пока ещё перед глазами у всех — последняя великая битва при Кадеше и "вечный мир" для всех народов.
Вот она, последняя битва "по правилам", в которой 25 лет тому Рамзес II "сыграл вничью" с царём хеттов Мутавалли II:

Изображение

Ровный строй боевых колесниц, марширующие колонны простых египтян-пехотинцев, наёмной пехоты шерденов и других "народов моря".
Фараон в железных доспехах на боевой колеснице в тесном строю этих "танков бронзового века" атакует врагов...

Уже через 50 лет война будет выглядеть совершенно по иному:

Изображение
Кровавая и тесная свалка двух армий в камышах египетской Дельты. Колесница в стороне, фараон Рамзес III сам командует лучниками.
Большие парусные суда "народов моря" атакованы "москитным флотом" египтян. Длинные дорийские мечи филистимлян, шерденов и экуэш крошат египетскую пехоту, египетские стрелы проникают в щели панцирей северян.
Битва без правил, битва без победителей.

Вы всё ещё верите в золото и его роль в судьбах мира?

«Всё моё», — сказало злато;
«Всё моё», — сказал булат.
«Всё куплю», — сказало злато;
«Всё возьму», — сказал булат.

В 1230 году до н.э. купить в Восточном Средиземноморье уже нечего — никто не продаст.
Забрать что-то можно только у слабых — ведь сильные уже ничего не отдадут.

Наступает время падальщиков.
Время, во время которого очень трудно даже сохранить то, что ты имеешь. Час Быка, когда до рассвета новой эры — ещё целых четыре столетия.

Не радуйтесь высоким ценам на нефть. Не уповайте только на силу русского оружия.
Без силы духа, без силы нового мирового проекта для всех и для каждого — это всё не более значимо, чем зерно, плодородная пойма, громадная армия и большое население Египта времён конца Нового Царства.

В глобальном мире хаос не получится удержать в отведенных кем-то ему тесных рамках. Его надо победить его собственном логове. Иначе — он рано или поздно появится у твоих границ — сильный, злой и голодный.
А вот тогда уже надо будет отставлять в сторону колесницу, спешиваться и самому браться за лук.

Источник
Делай что должен - и будь что будет!
ФРС должна быть разрушена!

#2 Boxer

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 993 сообщений
  • LocationМосковский мещанин

Отправлено 29 Октябрь 2012 - 07:49

За что ценю автора, за его любовь к системному критическому анализу. Глубоко и интересно, как обычно.
Мне моя брезгливость дорога
Мной руководящая давно
Даже чтобы плюнуть во врага
Я не набираю в рот говно.
Количество разума на земле, величина постоянная. А население растет...

#3 Финист

    Активный пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 907 сообщений
  • LocationРоссия

Отправлено 30 Октябрь 2012 - 12:56

Цитата

Вот и ограничили максимальный размер карьерного
самосвала исходя из требований по его
пневматическим покрышкам, а замечательный "Terex Titan 33-19" с его впечатляющей грузоподъёмностью в 320 тонн так и остался
экспериментальным и единственным образцом.
Эээ... а нельзя как-нибудь автору дать знать о:
БЕЛАЗ 75600 грузоподъёмность 320 тонн с двигателем Cummins QSK-78C

Изображение
http://www.gpfk.ru/belaz-75600.html

#4 Guest_Lookomore_*

  • Гости

Отправлено 30 Октябрь 2012 - 02:57

Я уже пробовал объяснить, что доски можно сделать без пилы... боюсь, автору не до таких "мелочей". :)

#5 Abalkin

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 461 сообщений

Отправлено 30 Октябрь 2012 - 11:33

Просмотр сообщенияLookomore (30 Октябрь 2012 - 02:57 ) писал:

Я уже пробовал объяснить, что доски можно сделать без пилы... боюсь, автору не до таких "мелочей". :)
Ну это как в анекдоте про филина - "не грузите меня мелочами, я о стратегии размышляю!" :)
Делай что должен - и будь что будет!
ФРС должна быть разрушена!

#6 Guest_Lookomore_*

  • Гости

Отправлено 30 Октябрь 2012 - 12:23

:D :D :D

#7 Already Yet

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 32 сообщений

Отправлено 30 Октябрь 2012 - 03:07

Просмотр сообщенияФинист (30 Октябрь 2012 - 12:56 ) писал:

Эээ... а нельзя как-нибудь автору дать знать о:
БЕЛАЗ 75600 грузоподъёмность 320 тонн с двигателем Cummins QSK-78C

Господа. Об автомобиле БЕЛАЗ 75600 мне сказали уже минимум 5 раз. Как и о машине Caterpillar 797B, у которой 345 тонн грузоподъёмности.

Обещаю всем, что в печатной версии книги (если таковая когда-либо увидит свет) будут исправлены все фактические ошибки и отдельно выражены благодарности всем корректорам, соавторам и редакторам. ;)

#8 Bravo@

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 901 сообщений
  • LocationНАТО

Отправлено 30 Октябрь 2012 - 05:51

Просмотр сообщенияAlready Yet (30 Октябрь 2012 - 03:07 ) писал:


Господа. Об автомобиле БЕЛАЗ 75600 мне сказали уже минимум 5 раз. Как и о машине Caterpillar 797B, у которой 345 тонн грузоподъёмности.

Обещаю всем, что в печатной версии книги (если таковая когда-либо увидит свет) будут исправлены все фактические ошибки и отдельно выражены благодарности всем корректорам, соавторам и редакторам. ;)
Вы так заходите, будем рады

#9 Guest_Lookomore_*

  • Гости

Отправлено 30 Октябрь 2012 - 05:53

Просмотр сообщенияAlready Yet (30 Октябрь 2012 - 03:07 ) писал:

Господа. Об автомобиле БЕЛАЗ 75600 мне сказали уже минимум 5 раз. Как и о машине Caterpillar 797B, у которой 345 тонн грузоподъёмности.

Обещаю всем, что в печатной версии книги (если таковая когда-либо увидит свет) будут исправлены все фактические ошибки и отдельно выражены благодарности всем корректорам, соавторам и редакторам. ;)
Already Yet, не сердитесь на дружеские "подколы". Мы ж по свойски, по-доброму. У нас просто привычки практиков и технарей срабатывают. :)

#10 Montmorency

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 612 сообщений

Отправлено 16 Ноябрь 2012 - 12:47

Просмотр сообщенияAlready Yet (30 Октябрь 2012 - 03:07 ) писал:

Как и о машине Caterpillar 797B, у которой 345 тонн грузоподъёмности.
Хм, это станок для печати долларов что ли? Название какое-то американское.

#11 Boxer

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 993 сообщений
  • LocationМосковский мещанин

Отправлено 16 Ноябрь 2012 - 12:57

Монти, вас на гугле забанили??? Это карьерный самосвал. Ну очень большой. Водители таких машин если и смотрят на дорожные знаки, то чисто ради прикола)))
Мне моя брезгливость дорога
Мной руководящая давно
Даже чтобы плюнуть во врага
Я не набираю в рот говно.
Количество разума на земле, величина постоянная. А население растет...

#12 Montmorency

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 1 612 сообщений

Отправлено 16 Ноябрь 2012 - 01:05

Просмотр сообщенияBoxer (16 Ноябрь 2012 - 12:57 ) писал:

Монти, вас на гугле забанили??? Это карьерный самосвал. Ну очень большой. Водители таких машин если и смотрят на дорожные знаки, то чисто ради прикола)))
Как такую вещь могут делать в США? Там же только доллары печатают.

Вы не внемлите ясным предупреждениям? Постойте в углу, как нашкодившее дитё.
2 часа без права переписки.

Сообщение отредактировал Skaramush: 16 Ноябрь 2012 - 01:17






Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных