Перейти к содержимому


Что тебе в имени моём? (CIV30)

Already Yet Цивилизация

  • Вы не можете ответить в тему
В этой теме нет ответов

#1 Abalkin

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 461 сообщений

Отправлено 07 Март 2013 - 10:26

Изображение

Что тебе в имени моём? (CIV30)


crustgroup(он же Already Yet)

7 марта 2013


В предыдущей части своих рассуждений о генах, мемах и т-мемах я постарался донести до многоуважаемой публики одну простую и незатейливую мысль: любой объект реального мира отражается в нашем с вами восприятии в виде своего фантома, который начинает после этого жить уже своей отдельной, своеобразной жизнью.
Иногда жизнь этого фантома привязана к реальному предмету, от которого он был порождён, но в большинстве случаев этот мем-фантом начинает бороться с другими мемами (абсолютно неосознанно, без субъектной целеустремлённости — а просто в силу своих внутренних свойств, как мема-репликатора), попутно при этом изменяясь и мутируя в тысячах своих вторичных копий.

Наиболее удачные копии мема, лучше всего приспособленные к дальнейшему воспроизводству, копируются дальше. В конце-концов результат данного естественного отбора оказывается в чём-то даже лучше ветшающего и разрушающегося оригинала объекта, расположенного в реальном мире.

Поэтому, жизнь любого человека в представлении даже его современников — это уже набор мемов о нём. "Родился, учился, работал...". Много ли реального, того, что составляет Вас, как самость, за строчками вашей собственной официальной биографии?

В случае же человека, жившего давным-давно, правда вообще обычно скрыта под налётом позднейшей эволюции образов, представлений и мемов о реальных событиях. Кто был первым — Гипатия или Святая Екатерина?

Христианам стало стыдно за поступок александрийского патриарха Кирилла и они превратили жертву христианского фанатизма и изуверства в христианскую святую?
Или на материале мифов жития святой Екатерины Роберт Этьен в 1544 году создал образ античной Гипатии, чтобы досадить ненавидимым им богословам Сорбоннского университета, ослабить позиции католической церкви и помочь укреплению абсолютизма своего сюзерена — Франциска Первого?

Змея, кусающая за хвост — уроборос — смеётся над нами и просит самим решить, что было в начале — яйцо или курица, Гипатия Александрийская или Святая Екатерина.

Но иногда мы всё же можем узнать "имя медведя". Вы знаете, какое настоящее имя медведя? Ведь медведь — это не более, чем табуированное имя, которое уже давным-давно живёт своей жизнью некоего "хозяина, ведающего мёдом":

Изображение

А настоящее, табуированное имя медведя — бер. Ведь только бер может жить в берлоге, которая и есть "лог бера" — место, где он лежит и спит долгой русской зимой.
Ну а сомневающиеся в имени бера всегда могут вспомнить о russian bear, которым, в общем-то до сих пор пугают детишек на далёком западе.

Поэтому — посмотрим на "хозяинов мёда", живших в тёмные века крушения Рима, поищем их берлоги и постараемся найти их настоящее имя. Если, конечно, сможем.

Самым большим медведем того смутного времени, безусловно, был медведь по имени Юстиниан I.
Спаситель отечества, повелитель Константинополя, строитель Святой Софии, борец с еретиками, бунтовщиками, варварами и ксеносами.
Короче, Император на Золотом Троне. Эпический мем образ, унаследованный нами вот уже через тысячелетия.

Юстиниан прожил долгую жизнь (целых 82 года, с 483 по 565 год нашей эры), начиная с 527 года и до конца своих дней, на протяжении 38 лет, был императором Восточной Римской Империи. Короче не жизнь, а подвиг.

Вот портрет героя в старости:

Изображение

Как видите — всё сделано честь по чести — и нимб божественного императора у нас на месте, и надпись соответствующая с именем "хозяина мёда" расположена в аккурат над благословенным нимбом Восседающего на Троне.

Однако в этой мозаике есть одна проблема. Надпись "IVSTINIAN" сделана немного позже самой мозаики. А если быть точным — в XIX веке, при реставрации того места, где эта мозаика расположена.
Ну а место расположения данной мозаики сейчас называется не Стамбул, как может быть подумали некоторые, а... Равенна. В общем, чтобы не томить вас долго — церковь Сант-Аполлинаре-Нуово, сейчас определяемая, как "раннехристианская базилика". Ну и построенная, согласно официальной версии событий, в 493-526 годах королём остготов Теодорихом. Который, возможно и изображён в этой берлоге в качестве "главного медведя".

Ну ладно, погорячились реставраторы, занесли не тот мем не то имя на подрихтованную мозаику. С кем не бывает.

Но есть другой официальный портрет нашего "медведя".
Вот он:

Изображение

Поскольку интрига данной находки, я думаю, уже всем ясна, докладываю: раннехристианская базилика Сан-Витале, Равенна. Заложена в 527 году, закончена в 548, согласно нынешней трактовке событий.

На мозаике, понятное дело, Юстиниан I, правда несколько помолодевший по сравнению с более ранним изображением в Сант-Аполлинаре-Нуово — всё-таки именно в 527 году он стал императором, а к моменту создания мозаик Сан-Витале (якобы в 548 году) уже успел и подавить восстание "Ника", и построить Святую Софию, и разгромить остготов и вандалов. Однако, в целом, нашего медведя можно узнать на обоих фотографиях. Другой вопрос — это "хозяин мёда" — или совершенно другая личность? Как бы Равенна далековата от официальной "берлоги" нашего героя.

Хорошо, скажут давние читатели данного блога, а что там с монетами у нашего героя?
Всё-таки 38 лет быть императором величайшего государства своего времени — это тяжкий труд, можно и постареть профилями прямо на собственной валюте.
По крайней мере — у одного из столь же исзестных правителей Рима это получилось сделать во всём великолепии эволюции — от нежного мальчика до жуткого борова весом за центнер:

Изображение

А вот с монетами у Юстиниана — снова нескладуха.
Большинство этих изделий — бронзовые, часть — серебрянные и лишь немногие — золотые. Вот тут есть очень полный список находок монет того времени, с расшифровками изображений и надписей.

Хотя для некоторых "находок" даже моя фантазия с трудом находит заветное "IVSTINI-ANVS" на аверсе находки, не говоря уже о более-менее точном портрете нашего героя, соответствующего если не уровню Нерона, то хотя бы современного для Юстиниана I предпоследнего императора Юлия Непота, который вместе с несовершеннолетним Ромулом Августулом таки смог "просрать Рим":

Изображение
Видите суслика медведя? А он там есть!

В целом же, достаточно весомая часть этих находок — это вообще так называемая "автономная бронза" средиземноморских городов-полисов, которые пытались хоть как-то выживать в условиях общей разрухи и упадка. качество этой "автономной бронзы" не выдерживает вообще никакой критики даже на фоне того, что чеканили в поздней Римской Империи со времён Константина Великого.
Почему назвали Великим товарища Константина — для меня загадка и по сей день. Наверное, за неуёмную "порчу монеты", которая привела к тому, что уже через 150 лет моенты скатились и до 10 мм в диаметре, а некторые изделия вообще не имели никакой определённой формы:

Изображение
Если что - тут у нас тоже Император на "аверсе". Иногда говорят, что это Юстиниан I.

Однако, безусловно, есть и уникальные находки.

Например, в настоящее время в Британском музее хранится громадная золотая монета (диаметр в 82 мм, куда там "автономной бронзе" с её жалкими 10 мм диаметра) с изображением нашего "хозяина мёда":

Изображение

Согласно современному описанию — на аверсе монеты крупным планом изображён сам император, а на реверсе — его конная статуя, в своё время бывшая одним из символов Константинополя.
Император, как мы видим, на статуи несёт копьё, сидит на коне и увенчан плюмажем из птичьих перьев. Впереди, понятное дело, богиня Ника.

Сама эта статуя императора Юстиниана, водружённая на колонну в Константинополе, потом появляется на многих рисунках более позднего времени. Вот, как пример, французская миниатюра работы кисти Пероне Лами с видом Константинополя в 1436 г:

Изображение

а вот тут можно полюбоваться на гравюру Хартмана Шеделя из "Нюрнбергской хроники" 1493 года, на которой тоже узнаваемо находится статуя Юстиниана рядом с построенной им Святой Софией.

Но были ли люди, которые видели эту статую достаточно близко, чтобы оставить нам её детальные описания?
Да, такие люди есть. В 1430 году статую деатльно описал в своих работах итальянский путешественник, "отец археологии" Кириак Пиццеколли. Более того, до нас даже дошёл его рисунок (правда в позднейшей копии) данной статуи:

Изображение

Конь есть, император есть.
Нет копья. Ну и нет правильного имени.
Точнее — имя есть. Но это имя "THEO DOSI".
Остготский король Теодорих кусает за хвост византийского императора Юстиниана, а помолодевший император Юстиниан на машине времени возвращается в город Равенну, чтобы увековечить себя на красочных фресах. Уроборос замкнул себя в кольцо и улыбается нам.

Медведь, конечно же, был "хозяином леса" в то тёмное время, но мы совершенно не знаем настоящего имени бера.

Источник
Делай что должен - и будь что будет!
ФРС должна быть разрушена!





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных