
ЛР вместо процветания предпочитает сидеть голодной и на осадном положении
Недавно в Риге гостил знаменитый московский политолог, руководитель отдела Прибалтики Института стран СНГ Михаил Александров. Он один из тех, кто очень внимательно из России следит за ситуацией в Латвии, а потом доклады его института ложатся на стол правительства и даже президента РФ. И, по его прогнозам, если латвийские власти не поумнеют в самом ближайшем будущем, то стране придется очень несладко. А на то, что поумнеют, надеяться явно не приходится…
Автор: Игорь Мейден
Об этом и многом другом Михаил Владимирович рассказал "ВЕСТЯМ".
ЛАТВИЯ в капкане "оккупации"
— Буквально накануне вашего приезда посол России в Латвии Александр Вешняков в очередной раз сказал: "Россия не признает "советскую оккупацию" Латвии". И кажется: чем больше латышские националисты говорят об "оккупации" — тем дальше отбрасывают свою страну в развитии…
— Знаете, я ведь в Ригу приехал не просто по приглашению директора Центра русской культуры Латвии Андрея Неронского, чтобы встретиться с журналистами, но еще и друзей–знакомых повидать, которых у меня тут немало. И вот что отметил: Латвия, а точнее Рига, давно уже могла бы стать богатым экономическим и культурным центром на стыке России и Европы, но из–за горстки латышских политиков, постоянно говорящих о какой–то "оккупации" и не учитывающих права русских, остается "кризисным государством".
Мы в нашем институте (его директор Константин ЗАТУЛИН — член Совета по внешней и оборонной политике РФ. — Авт.) не просто следим за ситуацией в Латвии, но, как говорится, вникаем в суть проблем. И мы всецело согласны с послом Вешняковым. Он верно говорит. Конечно, Россия не признает "советскую оккупацию" Латвии. И разговоры об "оккупации" явно не способствуют улучшению отношений с Россией. А наша страна считает вашу очень важной во всех отношениях.
Да, на определенном этапе, когда прибалтийские страны вступили в НАТО и ЕС, в России витало мнение, что это уже отрезанный ломоть, и нам нет смысла как–то заниматься проблемами Прибалтики, ведь она навсегда "ушла на Запад". Такая точка зрения одно время господствовала. Но! По мере того как происходило переосмысление ситуации, а Россия восстанавливала и усиливала свое влияние в мире (в то же время Запад только слабел в годы экономического кризиса!), точка зрения менялась.
В ближайшее время, бесспорно, произойдет перестановка политических и военно–политических сил в мире, будет очень серьезная реконфигурация в международных отношениях. И, само собой, все это скажется на Прибалтике — и, в частности, на Латвии. Ведь Прибалтика — часть постсоветского пространства, территория, которая тесно с нами связана экономически и культурно, мы не можем просто так отказаться от нее и сказать: мол, пускай в этой Прибалтике сами во всем разбираются!
Латышский националист на коротком поводке
— Не раз из уст российских политиков слышал: да пусть эта Европа забирает Прибалтику полностью со всеми ее проблемами!
— Да не в состоянии Европа уже никого "забирать полностью"! ЕС вот все с Грецией не может никак проблемы решить (а тут еще и Кипр объявился. — Ред.)… В свою очередь, Россия не может безучастно смотреть на то, что здесь происходит с нашими людьми, с русскими (да и латыши нам — как братья). Поэтому мы и не будем самоустраняться, станем так или иначе участвовать в делах региона, помогать, как можем.
— Помогать как — через фонды, программы поддержки соотечественников?
— Самыми разными путями. Просто сейчас атмосфера такая — с этой "оккупацией"… Из–за латышских националистов–политиков! Но важно понимать, что они неспроста все время так говорят и делают. Они выполняют заказ из западных центров — Брюсселя и Вашингтона — для того, чтобы поддерживать конфронтацию Латвии с Россией и не допустить нормализации отношений.
Обратите внимание: как только идет тенденция к нормализации отношений — сразу опять вылезает тема "оккупации". Зачем это делать? Только для того, чтобы не дать отношениям улучшиться! А если отношения улучшатся, то, естественно, будет усиливаться взаимодействие во всех областях. Но Запад боится, что Прибалтика от него отойдет — и вернется к России.
— Не кажется ли, что чересчур уж часто звучит эта Латвия — как в России, так и на Западе? Крохотная страна, без производства, с полуголодным населением. Ее и на карте–то заметить непросто. Тогда как есть мощные Германия и Франция, "громкая" Греция. А тут все о Латвии да о Латвии говорят…
— Так уж исторически сложилось, что Прибалтийский регион нам, России, не безразличен — со времен Петра Великого и даже значительно раньше. Да, Латвия — страна с ноготок, но она находится в таком важном районе. Понимаете, торговать–то мы можем и без Прибалтики: выход к морю все равно есть, но… Немцы же не дураки были, когда сюда пришли в стародавние времена.
Рига на самом деле — большой коммуникационный узел. И он исторически, издавна был связан с Россией. Поэтому у нас здесь не только экономический интерес, а больше такой ментально–культурный. Например, Рига, если бы не латышские националисты, давно уже могла бы быть таким процветающим "прибалтийским Сингапуром"…
— За "Новую волну" бьетесь?
— Нет, не слежу я за "Новой волной"… Но вы заметили, что многие российские предприниматели именно у вас покупают дома и квартиры, хотя, по идее, могли бы с тем же успехом приобретать недвижимость в других странах Европы — и в более жарких, чем Латвия. К тому же цены там зачастую значительно ниже, чем здесь. Но почему–то людей тянет именно сюда: налицо ментально–культурная направленность на Ригу и ее окрестности, на Юрмалу. Повторю, так уж исторически сложилось…
"Все для Латвии!" — в "черные списки"
— Но одно дело — это "культурная тяга" россиян к Латвии, а совсем другое, если отбросить эмоции, — оценка с нашей стороны ситуации "на русском фронте", — продолжает г–н Александров. — У вас проживает большая русская община, которая и во власти представлена, но при этом дискриминируется. Причем есть же разные формы дискриминации, а наиболее вопиющая — "институт безгражданства", хотя даже многие граждане не могут из–за "нелояльности" быть представлены в органах власти. Русских в правительство не пускают… Это, конечно, крайне плохо.
И я считаю, что дать возможность негражданам голосовать на муниципальных выборах — этого, разумеется, недостаточно (хотя, если бы это произошло, то уже неплохо). Важно, чтобы неграждане голосовали и на парламентских выборах… Хотя что мы все о негражданах! Пора, наконец, прекратить издеваться над людьми, указывая, кто свой, а кто чужак, — и автоматически всем дать гражданство, вне зависимости от того, как и когда они здесь появились. Об этом мы часто говорим и с трибун разных уровней власти в России, и на Западе — на больших саммитах и конференциях.
Конечно, мы поддерживаем разные программы помощи соотечественникам. И капля точит камень. Но… Подчеркну: именно Запад заинтересован в дискриминации русских здесь — и действует всячески через ваших латышских националистов. Дискриминационная политика сознательно подпитывается Брюсселем и Вашингтоном, чтобы поддерживать такой прозападный вектор Латвии… Но сейчас у нас снова у власти Владимир Путин, который прямо сказал: проблемы соотечественников — приоритетные для России.
— Некоторые считают: если на пару месяцев ввести запрет на продажу шпрот в России, а заодно — любой продукции из Латвии, все проблемы русских тут будут моментально решены…
— Зачем же так сурово? Надо точечно работать. Надо бить по тем, кто конкретно проводит здесь русофобскую линию, и их компаниям, которые зачастую работают в той же России или просто как–либо сотрудничают с нашей страной. Для начала я бы объявил запрет на въезд в Россию и закрытие любого бизнеса всем, кто состоит в партии "Все для Латвии!".
И вообще в России надо официально объявить эту партию экстремистской: любая пропаганда их литературы, газет, идей должна быть уголовно наказуемой. У нас же объявлены разные мусульманские организации экстремистскими, а тут будет и латышская… Такие методы против ваших националистов будут носить в некоторой степени символический характер, но, тем не менее, это может дать очень серьезный политический эффект.
— Модест Колеров предложил внести в "черные списки" премьер–министра Латвии Валдиса Домбровского. Надо это делать?
— Думаю, нет. Не целесообразно. Министров и президента не надо вносить в эти списки, а вот депутатов парламента и Рижской думы — можно, равно как и рядовых членов некоторых националистических партий.
Подчеркну: Россия должна всячески стараться сохранить в Латвии общину русскоязычных, помогая им и деньгами, и разными проектами. Это же этническая земля русских! На той территории, которую лишь в XX веке назвали Латвией, всегда жили славяне, русские, — тогда, когда латышей здесь и в помине не было.
— Даже тот красно–бело–красный флаг, который латыши называют своим, на самом деле — славянского племени венедов, которые в старину жили в том числе в Вендене (в Цесисе). Правда, младолатыши все преступно переврали, объявив флаг "латышским". Ведь с них началось, можно сказать, извращение истории этой земли.
— Поэтому русская диаспора должна здесь только крепнуть — и отстаивать свои права…
Когда "быть на войне" — выгодно
— А "военный фактор Запада" в Латвии разве не учитывается Россией? Здесь вот националисты при любом удобном случае заявляют, будто Россия может грозить Латвии войной.
— Для запада Латвия, и вообще Прибалтика, — такой плацдарм против России, который выгодно держать при себе. Хоть он пока и не используется "по назначению" — в военном отношении, но эта территория рассматривается как место для наращивания сил в случае какого–либо конфликта с Россией. У вас и учения НАТО по количеству участников бьют любые рекорды. Случайно ли? И почему у вас некоторые националисты во власти считают, что хорошо быть в так называемой "линии Мажино" против России, где в случае военного конфликта начнется просто месиво? Это глупо! Латышские власти вообще понимают, какую роль они отводят своей стране и нации? Не лучше ли занять ту же позицию, что и Финляндия?
Кроме того, ради такого вот радостного желания принадлежать к дорогому "клубу НАТО" перекрывается огромный поток бизнеса из России. А ведь дружба с Россией — это и инвестиции, и количество туристов (давно, к слову, пора отказаться от визового режима между нашими странами!), и прочее.
Обратите внимание, сколько из России людей ездят отдыхать в Турцию. Миллион в год, а то и больше. Но представьте, что будет, если в Латвию без виз сможет приехать такое же количество человек, и каждый оставит, скажем, по 100 долларов? Это 100 миллионов. А если по 1 000 долларов оставит (с учетом проживания в гостиницах, переезда, покупок)? Это же миллиард! Прибавьте его к бюджету Латвии — и все поймете… Если не будет виз, то и инвестиций в производство станет больше, и транзит возрастет. Латвия превратится в процветающую страну, а о Риге я даже не говорю! Хотите сказать, что членство в НАТО для кризисной Латвии выгоднее? Сильно сомневаюсь…
"Русские европейцы" — пропаганда Запада
— О том, к чему жители той же Риги больше тяготеют, можно узнать, например, 9 мая. Возле памятника Освободителям в Задвинье собирается за день несколько сот тысяч человек. В свою очередь, на площади Ливов в Вецриге, где в прошлом году установили сцену и отмечался День Европы, было от силы человек десять, которым улыбчивый министр иностранных дел Эдгар Ринкевич раздавал голубые надувные шарики…
— Вот и я о том же… Местные жители чувствуют свою связь с Россией — во всех отношениях. Но при этом я удивляюсь выбору латвийцев: лучше ездить в Ирландию и Англию клубнику с шампиньонами собирать, чем быть в одной семье с Россией, получать нормальное образование, профессии, а потом работать инженерами или мощными управляющими, получая те же зарплаты, что и в развитой Европе, и в Москве.
— Но насколько русские в Латвии — это российские русские, а не европейские? Тут немало русских считают, что они уже настолько оторвались от России, что им легче жить и работать в той же Англии или Германии, чем на этнической родине…
— На Западе искусственно был создан термин "русский европеец". Цель: оторвать русскую диаспору Прибалтики от России. Это продуманный политико–психологический ход. Естественно, этому важно противостоять. Обратите внимание на армянскую диаспору. Многие родились в других странах — например, в той же Франции, но своей этнической родиной они считают Армению, связывают себя с историей страны, называют ее своим духовным центром.
Поэтому, убежден, против идеологии, навязывающей понятие "европейский русский", надо активно бороться. Где бы русские ни жили — они имеют этническую связь именно с Россией, а не с Ирландией…