Перейти к содержимому


Конструктивные уязвимости основной боевой машины АОИ «Меркава Mk.4»

танки Израиль оружие

Сообщений в теме: 27

#1 Badger

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 665 сообщений
  • LocationРоссия

Отправлено 13 Июнь 2013 - 01:38

Изображение

Автор Андрей Васильев


Изображение

Модификация танка «Меркава Mk.1» была принята на вооружение Армии обороны Израиля в октябре 1979 года. Первое боевое испытание танк прошел в 1982 году в ходе Первой Ливанской войны. Итоги его боевого применения были неоднозначны – с одной стороны, «Меркавы» понесли малые потери (до 15 машин, из них 7 безвозвратно), с другой стороны все потерянные танки были поражены ПТУРами, поскольку за время войны не было ни одного огневого контакта с сирийскими танками Т-72 советского производства.
Дебют «Меркав» на поле боя был сильно подпорчен фотокадрами одной из машин, сожженной ПТУРом в районе Бейрутского аэропорта. В связи с тем, что указанные снимки обошли все крупнейшие газеты мира и с целью реабилитации конструкции новейшего израильского танка были организована постановочная стрельба «Меркавы» по сирийскому танку Т-72, ранее подбитому ПТУР «Тоу» и находящемуся на нейтральной полосе. Стрельба производилась после заключения перемирия между противоборствующими сторонами под телекамеры в присутствии начальника Генерального штаба АОИ.

В последующие годы «Меркавы» участвовали во всех локальных военных конфликтах в Южном Ливане, а также в полицейских операциях на территории Западного берега реки Иордан и сектора Газы. В связи постоянным повышением боевых возможностей противотанковых средств противника танк «Меркава» модернизировался путем увеличения калибра пушки и установки современной системы управления огнем, усиления броневой защиты в виде навесных модулей композитной брони и бортовых экранов, а также увеличения мощности двигателя в связи с ростом массы танка.

Ходовая часть «Меркавы» также претерпела существенные изменения – балансиры всех опорных катков были повернуты к корме, открыто расположенные трубчатые амортизаторы были заменены лопастными, смонтированными в толще брони.

Последняя модификация «Меркава Mk.4», принятая на вооружение в 2004 году, весит 70 тонн, оснащена дизельным двигателем 1500 л.с., пятискоростной автоматической трансмиссией и 120-мм гладкоствольной пушкой. Емкость механизированной боеукладки увеличена до 10 выстрелов. Навесная композитная броня закреплена по бокам и на крыше башни, а также на верхней лобовой детали качестве ОБТ были конструктивные уязвимости, заложенные в самой первой модификации машины.

И.Таль, являясь главным идеологом оригинальной компоновки «Меркавы», допустил принципиальную ошибку – подменил понятие защиты танка понятием защиты экипажа. При этом способ защиты экипажа был также выбран неверно – за счет подстановки под удар жизненно необходимого элемента конструкции танка – блока двигателя с трансмиссией. Тем самым было проигнорировано одно из обязательных требований к ОБТ – противодействие потере хода.

Изображение



При этом защита лба корпуса возросла менее чем на 10 процентов: толщина верхней лобовой детали вместе с композитной броней составляет 200 мм под углом 75 градусов, толщина вертикальной перегородки между носовыми топливными баками и МТО - 40 мм, толщина вертикальной перегородки между МТО и отделением управления - 80 мм, дополнительная защита со стороны двигателя и трансмиссии оценивается в 60 мм стальной гомогенной брони.

Но ситуация с защитой «Меркавы» от потери хода ещё хуже – нижняя лобовая деталь высокого корпуса с толщиной всего лишь 100 мм под углом 25 градусов не может уберечь МТО от поражения реактивными гранатами с тандемными кумулятивными зарядами типа РПГ-29 – предзаряд пробивает нижнюю лобовую деталь, основной заряд пробивает 40-мм перегородку и выводит из строя двигатель с трансмиссией, попутно поджигая топливо в носовых баках.

Кроме того, использование переднего привода гусеничного движителя вынуждает выносить бортовые редукторы в нос корпуса танка при стрельбе с ходу, сводя на нет техническую скорострельность пушки, обеспечиваемую полуавтоматическим механизмом заряжания.

Изображение



Прямым следствием оригинальной компоновки «Меркавы» также является ухудшенная точность наведения пушки на цель при стрельбе вперед в диапазоне углов горизонтального наведения +-15 градусов при работающем двигателе. Поток теплого воздуха, поднимающийся от верхней лобовой детали, прикрывающей нагретый двигатель, вызывает искажение видимости цели в танковом прицеле. Поэтому основной способ ведения стрельбы «Меркавы» с работающим двигателем – это поворот пушки набок на угол более 15 градусов, зафиксированный на многочисленных фото- и видеокадрах. При этом танк автоматически подставляет под удар противника свой слабо защищенный борт.

Изображение



После Второй Ливанской войны АОИ попыталась очередной раз модернизировать танк, установив на него систему активной защиты Trophy, предназначенную для перехвата реактивных гранат и противотанковых ракет. 1 марта 2011 года готовые поражающие элементы, отстрелянные из мортирки, впервые в боевой обстановке на границе с сектором Газа поразили реактивную гранату, выпущенную по «Меркаве».
Но у Trophy имеется неустранимый недостаток – радиолокаторы обнаружения реактивных гранат и противотанковых ракет открыто установлены на башне танка и абсолютно уязвимы от пуль стрелкового оружия, не говоря уж об осколках и малокалиберных снарядах. Поэтому в будущих боестолкновениях противники АОИ, вооруженные РПГ и ПТУРами, вполне вероятно будут включать в противотанковую группу снайпера, который выстрелом из СВД или другой винтовки с оптическим прицелом будет выводить из строя радиолокаторы Trophy, с тем, чтобы его напарники затем могли беспрепятственно поразить танк из переносных средств.
Признанием завершения карьеры «Меркавы» в качестве основной боевой машины АОИ служит то, что Управление оборонных исследований и разработок МО Израиля приступило к реализации проекта Rakiya -"Ракиа" - (רקי”ע) - "Небосвод" по созданию перспективной бронетанковой платформы, состоящей из набора специализированных бронированных машин, призванных заменить существующие танки, боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки, инженерные машины и БРЭМ.

Вес одной боевой единицы, созданной на платформе "Ракиа", определен на уровне от 35 до 40 тонн. В качестве основного вида защиты рассматривается перспективная САЗ, способная перехватывать в том числе бронебойные подкалиберные снаряды. В течение 2013 года планируется подготовить тактико-технические требования и тендерную документацию на создание перспективной платформы для проведения конкурса среди компаний-производителей бронетанковой техники. Плановый срок постановки на вооружение - 2020 год.

источник
Изображение

#2 Boxer

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 992 сообщений
  • LocationМосковский мещанин

Отправлено 13 Июнь 2013 - 03:24

А господин Гончаров нам тут превозносил методику создания танка "с чистого листа". А на деле всё оказалось намного грустнее. И это мы ещё не видели "Колесницу" в реальных танковых боях. И почему танк последнего поколения сравнивают с Т-72? Назвались груздями, ну так держите марку. Устройте сравнительный бой против "Леопарда-2" или Т-90МС.
Мне моя брезгливость дорога
Мной руководящая давно
Даже чтобы плюнуть во врага
Я не набираю в рот говно.
Количество разума на земле, величина постоянная. А население растет...

#3 Badger

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 665 сообщений
  • LocationРоссия

Отправлено 13 Июнь 2013 - 06:07

Да кому это надо, устраивать сравнительные бои? Тут итак всё ясно. Какой самый продаваемый танк в мире? :)
Изображение

#4 Сергей Гончаров

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 411 сообщений
  • LocationКиев, Украина

Отправлено 13 Июнь 2013 - 06:28

Цитата

Навесная композитная броня закреплена по бокам и на крыше башни, а также на верхней лобовой детали качестве ОБТ были конструктивные уязвимости, заложенные в самой первой модификации машины.

Кроме того, использование переднего привода гусеничного движителя вынуждает выносить бортовые редукторы в нос корпуса танка при стрельбе с ходу, сводя на нет техническую скорострельность пушки, обеспечиваемую полуавтоматическим механизмом заряжания.
Пропущена часть текста!! :o :o

Сообщение отредактировал Сергей Гончаров: 13 Июнь 2013 - 06:30

За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд - Советские Ракеты буржуев в пыль сотрут!

#5 Сергей Гончаров

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 411 сообщений
  • LocationКиев, Украина

Отправлено 13 Июнь 2013 - 06:39

Цитата

И.Таль, являясь главным идеологом оригинальной компоновки «Меркавы», допустил принципиальную ошибку – подменил понятие защиты танка понятием защиты экипажа.
Это была не ошибка, а совершенно сознательное решение, продиктованное боевым опытом. Ибо самый важный и самый ценный компонент боевой мощи танка - его экипаж.
За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд - Советские Ракеты буржуев в пыль сотрут!

#6 Сергей Гончаров

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 411 сообщений
  • LocationКиев, Украина

Отправлено 13 Июнь 2013 - 06:48

Просмотр сообщенияBoxer (13 Июнь 2013 - 03:24 ) писал:

А господин Гончаров нам тут превозносил методику создания танка "с чистого листа". А на деле всё оказалось намного грустнее. И это мы ещё не видели "Колесницу" в реальных танковых боях. И почему танк последнего поколения сравнивают с Т-72? Назвались груздями, ну так держите марку. Устройте сравнительный бой против "Леопарда-2" или Т-90МС.
1) И остаюсь при своем мнении. То, что автор статьи считает "принципиальной ошибкой", я считаю одним из главных (если не самым главным) достоинством "Меркавы".
2) С Т-72 сравнивали "Меркаву Мк.I". "Меркава Мк.IV" прошла учебные бои против М1А2 "Генерал Абрамс".
За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд - Советские Ракеты буржуев в пыль сотрут!

#7 Сергей Гончаров

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 411 сообщений
  • LocationКиев, Украина

Отправлено 13 Июнь 2013 - 06:50

Просмотр сообщенияBadger (13 Июнь 2013 - 06:07 ) писал:

Да кому это надо, устраивать сравнительные бои? Тут итак всё ясно. Какой самый продаваемый танк в мире? :)
А в самом деле - какой?? :rolleyes: :rolleyes:
За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд - Советские Ракеты буржуев в пыль сотрут!

#8 Сергей Гончаров

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 411 сообщений
  • LocationКиев, Украина

Отправлено 13 Июнь 2013 - 07:01

Цитата

основной способ ведения стрельбы «Меркавы» с работающим двигателем – это поворот пушки набок на угол более 15 градусов, зафиксированный на многочисленных фото- и видеокадрах. При этом танк автоматически подставляет под удар противника свой слабо защищенный борт.
И каким же образом поворот башни (да еще всего на 15 град.) подставляет под удар борт?? :o :o B) B)
За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд - Советские Ракеты буржуев в пыль сотрут!

#9 Badger

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 665 сообщений
  • LocationРоссия

Отправлено 13 Июнь 2013 - 07:09

Просмотр сообщенияСергей Гончаров (13 Июнь 2013 - 06:50 ) писал:

А в самом деле - какой?? :rolleyes: :rolleyes:
Ну до нынешнего времени я думаю Т-72, сейчас Т-90.
Изображение

#10 Сергей Гончаров

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 411 сообщений
  • LocationКиев, Украина

Отправлено 13 Июнь 2013 - 07:23

Просмотр сообщенияBadger (13 Июнь 2013 - 07:09 ) писал:

Ну до нынешнего времени я думаю Т-72, сейчас Т-90.
Ну если сравнивать продаваемость танков "всех времен и народов", то на первом месте Т-54/55. И видимо уже навсегда. А Т-90... Разве он превосходит по продажам "Леопард-2"? :o
За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд - Советские Ракеты буржуев в пыль сотрут!

#11 Badger

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 665 сообщений
  • LocationРоссия

Отправлено 13 Июнь 2013 - 07:56

Если считать изготовленным с нуля, то да, если же считать перепродажи Б/У Лео по всему миру, то конечно уступает. :)
Изображение

#12 Сергей Гончаров

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 411 сообщений
  • LocationКиев, Украина

Отправлено 13 Июнь 2013 - 08:01

Просмотр сообщенияBadger (13 Июнь 2013 - 07:56 ) писал:

Если считать изготовленным с нуля, то да, если же считать перепродажи Б/У Лео по всему миру, то конечно уступает. :)
С такой формулировкой согласен.
За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд - Советские Ракеты буржуев в пыль сотрут!

#13 pkdr

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 4 940 сообщений

Отправлено 13 Июнь 2013 - 08:38

Просмотр сообщенияСергей Гончаров (13 Июнь 2013 - 07:01 ) писал:

И каким же образом поворот башни (да еще всего на 15 град.) подставляет под удар борт?? :o :o B) B)
Обратите внимание на эту картинку:

Просмотр сообщенияBadger (13 Июнь 2013 - 01:38 ) писал:


Изображение


Всё, что правее среза ствола и ниже башни - это борт.

#14 pkdr

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 4 940 сообщений

Отправлено 13 Июнь 2013 - 08:48

Просмотр сообщенияСергей Гончаров (13 Июнь 2013 - 06:39 ) писал:

Это была не ошибка, а совершенно сознательное решение, продиктованное боевым опытом. Ибо самый важный и самый ценный компонент боевой мощи танка - его экипаж.
Ага, но, как показала практика войны, пользы от экипажа танка, пусть и слегка оглушённого побаданием в лобовую броню, намного, намного больше, чем убегающего пешком экипажа танка в горящей одежде, который словил в борт снаряд из за того, что был повёрнут к противнику бортом или из-за громадности своего гусеничного пепелаца, не попал потому, что из-за горячего воздуха над МТО снаряд улетел в неизвестном направлении или просто потому, что уж очень маленький у врага танк оказался. А уж ценность экипажа танка утонувшего в грязи из-за того, что танк не пригоден к эксплуатации в любой местности, отличающейся от каменистой пустыни, вообще стремится к нулю.

Сообщение отредактировал pkdr: 13 Июнь 2013 - 08:49


#15 Boxer

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 992 сообщений
  • LocationМосковский мещанин

Отправлено 13 Июнь 2013 - 08:54

Просмотр сообщенияСергей Гончаров (13 Июнь 2013 - 06:39 ) писал:

Это была не ошибка, а совершенно сознательное решение, продиктованное боевым опытом. Ибо самый важный и самый ценный компонент боевой мощи танка - его экипаж.
Сергей, попробую слегка изменить вашу точку зрения. Не о ценности экипажа, а о методах его защиты. "Колесница" не прошла достойную проверку именно как боевой танк. Пока это только средство устрашения аборигенов. И даже при этом их подбивают и сжигают. А теперь представьте встречный современный бой. С воздушной поддержкой и всеми остальными пряниками. Танк, теряющий подвижность от первого точного попадания ручным гранатомётом в пузо нихрена не способствует спасению экипажа. В условиях современного боя, даже в городе, стоячий танк становится просто большой мишенью, по которой грех промазать. С самого начала создания, концепция танка подразумевает его высокую живучесть. А значит, и выживание экипажа. Возможность смыться из опасного места, пусть и на подбитом танке, спасает экипаж гораздо лучше, чем стояние на месте с большой вероятностью возгорания баков.
Мне моя брезгливость дорога
Мной руководящая давно
Даже чтобы плюнуть во врага
Я не набираю в рот говно.
Количество разума на земле, величина постоянная. А население растет...





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных