
Т-50 получит унифицированную безбалонную кислородную систему
Унифицированная безбаллонная кислородная система КС-129 с бортовой кислорододобывающей установкой БКДУ-130.
Основные преимущества безбаллонных кислородных систем с бортовой кислорододобывающей установкой:
- отсутствуют бортовые кислородные баллоны и, соответственно, не требуется заправка системы кислородом перед полётом;
- продолжительность полёта не ограничивается запасом кислорода на борту, так как система непрерывно продуцирует дыхательную газовую смесь, обогащённую кислородом.
- снижается пожарная и взрывная опасность, потенциальным источником которой неизбежно являются системы с использованием чистого кислорода, в особенности находящегося под высоким давлением;
- масса, габариты и трудоёмкость оперативного обслуживания комплекта агрегатов предлагаемых систем меньше, чем у комплектов систем с баллонными источниками кислорода.
Кислородная система КС-129 взаимодействует с кислородной маской КМ-36М, с защитным шлемом ЗШ-7АПН, с высотно-компенсирующим костюмом ВКК-15К, с противоперегрузочным костюмом ППК-ЗР-120М.
Источником дыхательной газовой смеси в кислородной системе КС-129 служит бортовая кислорододобывающая установка БКДУ-130, повышающая концентрацию кислорода в подаваемом на дыхание сжатом воздухе, отбираемом от компрессора двигателя самолёта.
Принцип действия современных самолётных БКДУ основан на использовании специальных синтетических молекулярных фильтров - цеолитов, способных в циклическом процессе сорбировать из пропускаемого через них сжатого воздуха азот, влагу и вредные примеси и очищаться от этих компонентов за счет периодического соединения с более разрежённой газовой средой и за счёт периодической обратной продувки частью продуцируемой дыхательной газовой смеси. Наполненные цеолитным сорбентом патроны - адсорберы с помощью работающего по заданному алгоритму блока распределительных клапанов поочерёдно соединяются с источником сжатого воздуха и с окружающей средой. В определённые моменты цикла из них отбирается продуцируемая дыхательная газовая смесь, обогащённая кислородом.
В состав БКДУ-130 входит газоанализатор, измеряющий содержание кислорода в продуцируемой газовой смеси.
Производительность БКДУ-130 рассчитана на обеспечение кислородным питанием экипажа из двух человек.
Ввиду того, что для продуцирования дыхательной смеси и для работы противоперегрузочного устройства используется отбираемый от компрессора авиадвигателя неочищенный воздух, в состав кислородной системы КС-129 входит устройство воздухоподготовки УВП-1, включающее в себя специальный фильтр, который очищает воздух от пыли, от аэрозолей (в том числе токсичных) и от капельной влаги. Капельная влага собирается фильтром и сбрасывается за борт. Очищенный фильтром воздух поступает на вход БКДУ-130 и к автоматам давления противоперегрузочного устройства.
Комплекс БКДУ-130 + УВП-1 способен очистить подводимый воздух в том числе от боевых ОВ, РП и БС, что позволяет обеспечить безопасность дыхания при попадании самолёта в заражённую среду.
Кислородно-дыхательная аппаратура системы КС-129 обеспечивает максимально возможную унификацию и преемственность с серийным комплектом кислородного оборудования ККО-15, обладающим высокой эффективностью. Отличия здесь связаны главным образом с особенностями функционирования БКДУ
В кислородной системе катапультного кресла применён химический источник кислорода. Преимуществом этого технического решения является существенно более низкая стоимость изделий и их жизненного цикла, так как практически не требуется никакого регламентного обслуживания в течение всего срока службы.
Автомат давления для противоперегрузочной подсистемы кислородной системы КС-129 разработан на базе серийного автомата давления АД-15. Отличия связаны с тем, что рабочим газом в АД-15 является кислород, а в АД-16В - сжатый воздух, отбираемый от компрессора двигателя. При этом потребовалось модифицировать автомат давления для обеспечения необходимых расходных характеристик при перегрузках на режиме работы двигателей "малый газ" когда давление отбираемого от компрессора воздуха резко падает.
Масса основных компонентов кислородной системы КС-129:
бортовая кислорододобывающая установка БКДУ-130 - 15,8 кг
устройство воздухоподготовки УВП-1 - 4,6 кг
кислородный прибор КП-129 - 0,8 кг
регулятор давления РД-130 - 0,4 кг
КСКК-130ГК-20 (без массы сиденья катапультного кресла) - 3,5 кг
датчик подачи газа на дыхание ДПГД - 0,45 кг
автомат давления АД-16В - 0,55 кг
Габариты компонентов системы КС-129:
бортовая кислорододобывающая установка БКДУ-130 - 270 х 300 х 350 мм
кислородный прибор КП-129, регулятор давления РД-130, кислородная система катапультного кресла КСКК-130ГК-20, датчик подачи газа на дыхание ДПГД и автомат давления АД-16В имеют размеры, не превышающие размеров аналогичных изделий серийного комплекта ККО-15

Бортовая кислорододобывающая установка БКДУ-130

Устройство воздухоподготовки УВП-1

Кислородный прибор КП-129

Регулятор давления РД-130

Датчик подачи газа на дыхание ДПГД

Кислородная система катапультного кресла КСКК-130ГК-20 вид с внешней стороны сиденья катапультного кресла

Кислородная система катапультного кресла КСКК-130ГК-20 вид с внутренней стороны сиденья катапультного кресла, (в верхней части фотоснимка химический генератор кислорода)
Кислородная система КС-129 с бортовой кислорододобывающей установкой БКДУ-130:
- прошла Государственные наземные испытания (Акт № 5/703109-029ВП от 19.02.04 г);
- прошла Предварительные летные испытания в составе самолета МиГ-29М2 (Акт № 8311-20-10 от 15.12.2004 г);
- прошла Предварительные летные испытания в составе самолета Су-35УБ (Акт № Су35УБ-1-05ОИВС-С от 03.03.2005 г);
- наработала более 1500 часов в стендовых ресурсных испытаниях и более 120 полетов в процессе испытаний и опытной эксплуатации в составе самолета МиГ-29М2;
- прошла с положительными результатами Государственные летные испытания, проводившиеся по решению ВВС в составе самолета МиГ-29М2 (Акт № 29/705109-062);
- принята ФГУП "РСК "МиГ" для применения на самолетах МиГ-29К и МиГ-29КУБ (для ВВС Индии);
- принята ОАО "ОКБ Сухого" и ОАО "КнААПО" для применения на самолетах Су-35;
- рекомендована Начальником вооружения ВВС для применения на самолетах типа Су-27 и МиГ-29.
Источник