
Rediff blogs (Индия)
Чем Обама так напугал саудитов?
М.Бхадракумар
1 октября 2013
Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал использовал прошедшее в пятницу в Нью-Йорке совещание на уровне министров «Друзей Сирии», чтобы обрушиться с нападками на американско-российскую инициативу по химическому оружию. По его словам, инициатива должна следовать за резолюцией Совбеза ООН, принятой согласно Главе VII, с тем, чтобы «гарантировать выполнение сирийским режимом обязательств без каких-либо задержек или проволочек», и, при сложившихся обстоятельствах, сирийский режим намерен воспользоваться этой инициативой, чтобы «и дальше применять убийства и пытки против своего народа».
Кроме того, Фейсал предостерёг против использования женевского процесса как «способа легитимизировать режим Асада». Вместо этого он призвал к усилению политической, экономической и военной поддержки сирийской оппозиции, для того чтобы она смогла защитить себя и изменить баланс сил в регионе, что подтолкнёт к политическому решению».
Очевидно, что саудовский режим крайне разгневан инициативой США и России по сирийскому химическому оружию, а также увертюрой президента Барака Обамы перед руководством Ирана (Уолл Стрит Джорнел). Можно ожидать, что Саудовская Аравия может активизировать поддержку сирийский боевиков и теперь, возможно, не будет принимать во внимание какие-либо различия между «умеренными» исламистскими и экстремистскими группировками.
Предположительно, новообразованный исламистский альянс в Сирии, заручился молчаливой саудовской поддержкой. Турция, как известно, поддерживает закулисные контакты с экстремистскими группировками, выступают в качестве противовеса сирийским курдам.
Все эти пересекающиеся курсы ярко проявились в резкой критике политики Обамы, изложенной в статье саудовского официального ежедневного издания «Ашарк аль-Авсат» за подписью Абдула Рахмана аль-Рашеда, который является также генеральным директором канала Аль-Арабия – «Обама совершит непоправимую ошибку, если позволит иранцам обмануть себя с помощью улыбок Роухани и сладких речей…».
Создаётся впечатление, что саудовцы были захвачены врасплох. Они, вероятно, не ожидали прямого контакта между Обамой и президентом Ирана Хасаном Роухани или того, что великая оттепель начнётся и в самом деле всерьёз и так скоро.
У саудовцев много своих влиятельных людей в вашингтонском истэблишменте, и они, как можно ожидать, пустят в ход все средства, чтобы сорвать стратегию Обамы – начать прямые переговоры с иранским руководством. Но сработает ли она?
Обама знает, как защититься от такого давления, заняв позицию политической амбивалентности (двойственного подхода – прим. перев.), которая к настоящему времени стала его торговой маркой. Больше, чем возмущение саудовцев, он должен считаться здесь с тем, что израильский премьер-министр Беньямин Нетоньяху тоже вне себя от ярости.
Но при всём при этом Обама поступил в соответствии с долгосрочными интересами США, чувствуя, что оптимальная стратегия по отношению к новому Ближнему Востоку будет по-прежнему ускользать от Вашингтона пока американо-иранское противостояние продолжается.
Кроме того, что касается Саудовской Аравии, как режима, который инвестировал 1.6 трлн долларов в американские облигации, то ему, несомненно, известно, с какой стороны масло на этом бутерброде.
С другой стороны, когда речь идёт о Сирии, Обама вполне может закрывать глаза на действия саудовцев. У США в Сирии нет таких интересов, которые стояли бы на кону. Сирия уже ослаблена до такой степени, что безопасность Израиля укрепилась. И если боевики-салафисты, поддерживаемые Саудовской Аравией, примутся за русских в предстоящие месяцы, США вполне могут считать, то пришло время отыграться за Эдварда Сноудена и, возможно, ничего не сделают, чтобы их остановить. Действительно, саудовцы рекрутировали сотни орудующих в Сирии боевиков-исламистов с Северного Кавказа.
Что ускользает от нас во всём этом – стратегия Ирана. На мой взгляд, Иран не рассматривает нормализацию своих отношений с США через призму их связей с Саудовской Аравией. У него намного шире видение того, что он хочет от интеграции с Западом. Иран будет использовать любую возможность, чтобы наращивать силу своей страны, и намерен играть свою роль на международной арене. Иран никогда не страдал отсутствием амбиций. Во всяком случае, Иран никогда не удовлетворится сравнением его с Саудовской Аравией, чьё социальное устройство он рассматривает с презрением, как гораздо более отсталое сравнению с его собственной цивилизацией.
После всего вышесказанного, реальные тревоги Саудовской Аравии заключаются в другом: что произойдёт, если США выбросят Саудовскую Аравию на свалку, лишив её изначального статуса ключевого американского союзника на Ближнем Востоке? Ведь именно этот статус защищает архаичный саудовский режим от свержения.
Статья в Ашарк аль-Авсат, процитированная выше, содержит некоторые интересные пассажи, касающиеся беспокойства саудовцев, которые относятся к развитию событий в Египте (и демократизации на Ближнем Востоке). Парадоксально – когда речь идёт об «Арабской весне», Обама и руководство Ирана, случается, во многом оказываются на одной и той же позиции – «на правильной стороне истории».
Оригинал публикации: Why Saudis are upset with Obama
Скаут: nessie264
Переводчик: nessie264
Редактор: Mike_4_I
Ранее по теме:
Casey Research (США). Исламская революция… в Саудовской Аравии?