Перейти к содержимому


Штурмовик Судного дня

Россия ВВС Авиация Прототип Штурмовик

Сообщений в теме: 11

#1 Badger

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 665 сообщений
  • LocationРоссия

Отправлено 27 Ноябрь 2013 - 12:45

Штурмовик Судного дня


pkk_avia

Получилось так, что одними из первых моих авиационных фотографий, сделанных более десяти лет назад на ранних МАКСах были снимки необычных, но в то же время очень привлекательных самолётов конструкции Евгения Петровича Грунина. Это имя не столь широко известно у нас в стране, вышедший из плеяды конструкторов КБ Сухого, и организовавший свой собственный творческий коллектив, почти двадцать пять лет Евгений Петрович занимался авиацией общего назначения, самолётами, которые были бы нужны в каждом уголке страны, были бы востребованы в самых различных отраслях, чуть не написал, народного хозяйства. Из построенных, наиболее известными самолётами Грунина стали такие машины как Т-411 Аист, Т-101 Грач, Т-451 и самолёты на их базе. Они неоднократно показывались на МАКСах разных лет, некоторые образцы летают в стране и за границей. Я старался следить за работами КБ Е.П.Грунина, большую информационную помощь в этом оказывал сын конструктора, Пётр Евгеньевич, который вёл тематическую ветку на форуме экспериментальной авиации. Летом в 2009 года мне удалось лично познакомиться с Евгением Петровичем во время испытаний турбовинтового самолёта АТ-3. О своих работах в КБ Сухого Евгений Петрович говорил мало, разве что интересно рассказал о своём участии в доработках пилотажного Су-26, который остался "безхозным" после ухода из КБ занимавшегося этой темой Вячеслава Кондратьева, и, довольно туманно о том, что ранее он работал в бригаде "по теме самолёта Т-8". Я не стал расспрашивать об этом более подробно, тем более, что летний испытательный день не очень способствовал долгим интервью.
Каково же было моё удивление, когда в сети начали появляться снимки моделей необычных боевых самолётов, под которыми указывалось, что это перспективные штурмовики, разработанные на рубеже 90-х годов в КБ Сухого по программе ЛВШ (Легко-Воспроизводимый штурмовик). Все эти самолёты разрабатывались в так называемой бригаде "100-2", а руководителем этой темы был Евгений Петрович Грунин.

Изображение

Все фотографии и компьютерная графика использованные в статье являются собственностью КБ Е.П.Грунина и публикуются с разрешения, я позволил себе немного отредактировать и упорядочить тексты.


В конце восьмидесятых годов у военного руководства страны получила распространение концепция, что в случае ядерного удара по СССР, Союз распадался на четыре промышленно изолированных региона - Западная область, Урал, Дальний Восток и Украина. По планам руководства каждый регион, даже в тяжёлых постапокалиптических условиях до
лжен был иметь возможность самостоятельно производить недорогой самолет для нанесения ударов по противнику. Этим самолётом и должен был стать Легко-Воспроизводимый Штурмовик.

В техническом задании по проекту ЛВШ оговаривалось максимальное использование элементов самолета Су-25, а так как в ОКБ им П.О. Сухого самолет Су-25 обозначался кодом Т-8, то создаваемый самолет имел код Т-8В (винтовой). Основную работу выполняли начальник бригады "100-2" Арнольд Иванович Андрианов, ведущие конструкторы Н.Н. Венедиктов, В.В. Сахаров, В.И. Москаленко. Руководителем темы был Е.П.Грунин. Консультировал работы Юрий Викторович Ивашечкин - до 1983 г. он был руководителем темы Су-25, позднее он перешел на работу в бригаду "100-2" ведущим конструктором.
По проекту ЛВШ отделом 100 были рассмотрены несколько аэродинамических и конструктивно-силовых схем, для этих работ широко привлекались специалисты профильных отделов ОКБ в рамках комплексных бригад.

Рассматривались следующие варианты:
1. Базовый - с использованием агрегатов и систем Су-25УБ.
2. По схеме "Рама"- по типу самолета компании North American OV-10 Bronco.
3. По схеме "Триплан" - с использованием результатов конструктивных проработок и аэродинамических исследований моделей в трубах СибНИА по теме С-80 (первая версия).


1. Первый блок эскизных проектов. "Базовый" вариант низкоплан, фюзеляж и кабина Су-25, два турбовинтовых двигателя.
Изображение

2.
Изображение

3.
Изображение

4. "Базовый" вариант высокоплан, фюзеляж и кабина Су-25, два турбовинтовых двигателя. Используется небольшое ПГО
Изображение

5.
Изображение

6.
Изображение

7. Одномоторный вариант "базового".
Изображение

8.
Изображение

9. Технические характеристики самолётов "базового" варианта.
Изображение

Проект Т-710 "Анаконда" создавался по типу американского самолёта OV-10 Bronco, только был почти в два раза больше. Взлетный вес предполагался 7500 кг, вес пустого снаряженного 4600 кг, вес полезной нагрузки 2900 кг, и масса топлива 1500 кг. При максимальной заправке топливом, масса нормальной боевой нагрузки 1400 кг, включая 7 десантников. В перегруженном варианте может нести до 2500 кг боевой нагрузки. Самолёт имел 8 точек подвески вооружения, 4 на крыле и 4 на пилоне под фюзеляжем. Носовая часть фюзеляжа, взята от Су-25УБ (вместе со спаренной 30 мм пушкой ГШ-30), за пилотской кабиной находится бронированный отсек для отделения десантников. Предполагалось использование двигателей ТВД-20, ТВД-1500 или других вариантов, мощностью около 1400 л.с., мотогондолы закрывались бронёй, винты шестилопастные. Скорость при этих двигателях предполагалась 480-490 км/ч. Для повышения скоростных характеристик был проработан вариант с двумя двигателями КБ Климова ТВ7-117М по 2500 л.с. Экономические характеристики при применении этих двигателей конечно-же ухудшались, но скорость предполагалось поднять до 620-650 км/ч. Машина могла использоваться в качестве самолета огневой поддержки, в десантном варианте, как разведчик, самолет РЭБ, корректировщик огня, санитарный, учебный и т.п. К сожалению, до сих пор в Российской армии нет многоцелевого бронированного самолета, который бы совмещал эти функции.

10. Модель самолёта "Анаконда".
Изображение

11. Вид на боковую десантную дверь и пилон вооружения.
Изображение

12. Предполагалось использование хвостовых балок самолёта М-55.
Изображение

13. Вид сзади.
Изображение

14.
Изображение

15. Самолёт Т-710 "Анаконда" в трёх проекциях
Изображение

16. "Анаконда" в трёхмерной графике, заметны некоторые изменения, особенно в хвостовом оперении.
Изображение

17.
Изображение

Т-720 – один из базовых эскизных проектов разработанных по программе ЛВШ, всего было разработано 43(!!) варианта самолета. Все они были похожи по аэродинамической компоновке, но отличались по весам, скоростям и назначениям (штурмовик, учебный, учебно-боевой). Вес варьировался от 6 до 16 тонн. Большинство этих самолетов проектировалось по схеме продольного триплана с тандемным расположением крыльев и имело неустойчивую аэродинамическую схему. В силу этого предусматривалось использование СДУ (дистанционное управление). Предполагалось, что 40-50% веса этих самолётов будет приходится на композиты.
Схема продольного триплана была продиктована несколькими соображениями:
1. Необходимо было иметь хорошую управляемость на всех диапазонах скорости.
2. При использовании СДУ элероны, могут работать как элевоны, и можно менять высоту полета, не меняя угла наклона СГФ (фюзеляжа) к земле, что очень полезно для штурмовика (фактически огибать рельеф местности, не меняя прицел).
3. Боевая живучесть в достаточной степени обеспечивалась трипланной схемой, даже при отстреле ПГО или стабилизатора или части крыла, был шанс вернуться на аэродром.
Вооружение - 1 пушка от 20 мм до 57 мм пушки в нижней башне (для модификации 16 тонн) которая могла крутится во всех направлениях. Рассматривался вариант ГШ-6-30 и даже ГШ-6-45. Было предусмотрены складываемые консоли, для использования в маленьких капонирах для МиГ-21, спасаемая кабина, и т.д.
Это самолет победил в конкурсе ЛВШ. Проект КБ Микояна, также представленный на конкурс ЛВШ оказался намного слабее.
Т-720 имел взлетный вес порядка 7-8 тонн, максимальная скорость - 650км.ч. Оружие и топливо составляли 50% взлётного веса.
2 двигателя ТВ-3-117 (2200л.с. каждый) были разделены титановой 25мм плитой и работали на один вал. Винт мог быть заключён в кольцо, для снижения ЭПР. В это время в Ступино разрабатывался шестилопостной винт, который мог держать несколько попаданий 20 мм снаряда. Аналог его сейчас стоит на Ан-70.
Применение турбовинтового двигателя на перспективном штурмовике было продиктовано следующими соображениями:
1. Малый (по отношению к реактивному) расход топлива.
2. Малый шум
3. “Холодный” выхлоп.
4. Двигатели ТВ-3-117 широко используются на вертолётах.

На самолёте широко использовались узлы от серийно выпускаемых самолётов, в частности кабина от штурмовика Су-25УБ (от Л-39 для учебного варианта) и кили от Су-27. Был проведен полный процесс продувок модели Т-720 в ЦАГИ, но интерес к проекту уже остыл, несмотря на поддержку М.П. Симонова. Современное руководство также придало забвению эту разработку несмотря на то, что в мире наметилась явственная тенденция к переходу от сложных машин типа А-10 к более простым, созданным на базе турбовинтовых УТС, либо вообще на базе сельскохозяйственных турбовинтовых самолётов.

18. Т-720 с двигателями в отдельных мотогондолах.
Изображение

19. Интересный факт. Самолеты типа Т-8В (двухмоторные типа 710 или 720 с упрощенным БРЭО) оценивались в 1988 году в районе 1.2-1.3 млн рублей. Проект Т-8В-1(одномоторный), оценивался менее 1 млн рублей. Для сравнения Су-25 оценивался в 3,5 млн, а танк Т-72 в 1 млн рублей.
Изображение

20.
Изображение

21.
Изображение

22. Т-720 с двигателями, работающми на один винт.
Изображение

23.
Изображение

24.
Изображение

25.
Изображение

26. Малоизвестный вариант Т-720.
Изображение

Одним из проектов выполненных по схеме "продольный триплан" был проект легкого учебно- тренировочного штурмовика Т-502-503, который можно рассматривать как ответвление от проекта 720. Самолет должен обеспечить подготовку летчиков к пилотированию реактивной авиационной техники. С этой целью воздушный винт и турбовинтовой двигатель или два двигателя объединялись в один пакет (проект Т-502) и размещались в хвостовой части фюзеляжа. Двухместная кабина с общим фонарем и тандемном расположением катапультных кресел. Предполагалось использование кабин от Су-25УБ или Л-39. На точках подвески можно разместить вооружение массой до 1000кг, что давало возможность применения самолета как легкого штурмовика.

27. Модель самолёта Т-502
Изображение

28.
Изображение

29.
Изображение

Интереснейший проект многоцелевого самолета Т-712 разрабатывался для решения следующих задач:
- оперативно-тактическая, радио и радиотехническая разведка,
- как легкий штурмовик для нанесения ударов по объектам противника,
- корректировка огня артиллерийских и ракетных частей,
- обнаружение и разведка минных полей,
- загоризонтное целеуказание для кораблей и ПЛ,
- радиационная и химическая разведка,
- средство РЭБ,
- обеспечение данными контртеррористических операций,
- имитация угроз при подготовке расчетов ПВО,
- решение вопросов ПРО,
- учебно- тренировочный,
- сбор метеоинформации.
На базе самолета Т-712 можно было создать БПЛА, большой дальности, с продолжительностью полета 8-14 часов. В конструкции широко применены композиционные материалы. Аэродинамическая схема типа «триплан» позволяет летать на больших углах атаки без сваливания в штопор. Как вариант рассматривалась кабина от самолета МиГ-АТ в качестве основы для размещения летчиков. Возможна установка двигателей ТВД-20, ТВД-1500 или ТВД ВК-117, мощностью 1400л.с. На самолёте был использован комплекс мер для снижения ИК- заметности.
Проект дальнейшего развития не получил.

30. Похожие на поплавки контейнеры использовались для размещения кассетных бомб, мин, оборудования РЭБ, РЛС и т.п. Было разработано несколько типов контейнеров.
Изображение

31.
Изображение

32.
Изображение

33.
Изображение

34.
Изображение

35. Кроме применения фюзеляжей от Су-25, рассматривалось применение для легко воспроизводимых штурмовиков и других, в том числе и вертолётных фюзеляжей.
Изображение

36.
Изображение

37.
Изображение

38. Проект более тяжёлого самолёта также с использованием носовой части от вертолёта.
Изображение

39.
Изображение

40. Дальнейшим развитием проекта ЛВШ стали проработки модернизации самолётов Су-25 по проекту Т-8М. Главная идея - как и в ЛВШ создать самолет в том числе и для "особого периода" с максимальным использованием узлов и агрегатов Су-25 (УБ) и других серийных самолетов (вертолетов). Главное отличие - для повышения скоростных и боевых характеристик - использование ТРДД. Использовался бесфорсажный вариант известного двигателя РД-33, тягой 5400-5500 кгс. Подобный вариант двигателя под названием И-88, устанавливался на Ил-102. На первых эскизах проект с высокорасположенным стабилизатором. Были проекты с низкорасположенными двигателями и с V-образным оперением.
Изображение

41. Двухместный вариант.
Изображение

42. Более крупно - устройство реверса на двигателях.
Изображение

43. Вид спереди.
Изображение

На этом я заканчиваю свой рассказ, хотя Пётр Евгеньевич периодически радует, публикуя в компьютерной графике старые разработки бригады "100-2". Так что вполне возможно, что появятся новые публикации.

44. Для иллюстрации. Создаваемые в наше время проекты штурмовиков на базе сельскохозяйственных машин также могут претендовать на право называться ЛВШ.
Самолёт Air Tractor AT-802i в варианте штурмовика на авиашоу Dubai 2013. Фото Александра Жукова. Также в Дубае был показан штурмовик, вооружённый ракетами Хеллфайр на базе самолёта Cessna 208.
Изображение

45. Евгений Петрович Грунин во время испытаний самолёта АТ-3 в Борках. Июнь 2009 года.
Изображение

46. Евгений Петрович даёт интервью корреспонденту журнала AeroJetStyle Сергею Лелекову.
Изображение

47. Виктор Васильевич Заболотский и Евгений Петрович Грунин.
Изображение

Источник
Изображение

#2 aivcon

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 646 сообщений
  • LocationПодольск МО.

Отправлено 27 Ноябрь 2013 - 10:41

Какая то каша...
Компиляция известной техники, для борьбы с папуасами.
Панду Путина на суп!!!(С)

#3 Badger

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 665 сообщений
  • LocationРоссия

Отправлено 28 Ноябрь 2013 - 01:17

Так расчёт на то был, что серьёзную технику выбьют быстро и нужны будут простые машины на основе легковоспроизводимых в постапокалиптическом мире деталей.
Изображение

#4 Bravo@

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 2 898 сообщений
  • LocationНАТО

Отправлено 28 Ноябрь 2013 - 05:46

Бумаю, сто практика Афганистана подсказала необходимость лша. Я до сих пои уверен, что кроме грача и крокодила небхтбимы барражирующие штурмовики, а не только прилетел по запросу, отстрелялся и ушел на базу. Правда сейчас в э ой нише прекрасно помещаются бпла.

#5 Сергей Гончаров

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 411 сообщений
  • LocationКиев, Украина

Отправлено 30 Ноябрь 2013 - 02:33

Просмотр сообщенияBadger (28 Ноябрь 2013 - 01:17 ) писал:

Так расчёт на то был, что серьёзную технику выбьют быстро и нужны будут простые машины на основе легковоспроизводимых в постапокалиптическом мире деталей.
И это - "легко воспроизводимый" штурмовик?? :blink: :blink: B) B)

Цитата

Предполагалось, что 40-50% веса этих самолётов будет приходится на композиты.

За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд - Советские Ракеты буржуев в пыль сотрут!

#6 Сергей Гончаров

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 411 сообщений
  • LocationКиев, Украина

Отправлено 30 Ноябрь 2013 - 02:34

Просмотр сообщенияBravo@ (28 Ноябрь 2013 - 05:46 ) писал:

Бумаю, сто практика Афганистана подсказала необходимость лша. Я до сих пои уверен, что кроме грача и крокодила небхтбимы барражирующие штурмовики, а не только прилетел по запросу, отстрелялся и ушел на базу. Правда сейчас в э ой нише прекрасно помещаются бпла.
Так легкий или барражирующий? А-10, кстати, как раз барражирующий.
За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд - Советские Ракеты буржуев в пыль сотрут!

#7 Badger

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 665 сообщений
  • LocationРоссия

Отправлено 30 Ноябрь 2013 - 11:31

Просмотр сообщенияСергей Гончаров (30 Ноябрь 2013 - 02:33 ) писал:

И это - "легко воспроизводимый" штурмовик?? :blink: :blink: B) B)
Не знаю, где они собирались брать композиты. :)
Изображение

#8 Gest

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 704 сообщений
  • Locationγ CMi

Отправлено 30 Ноябрь 2013 - 12:15

Просмотр сообщенияBadger (30 Ноябрь 2013 - 11:31 ) писал:

Не знаю, где они собирались брать композиты. :)

Ну... смотря какие композиты, стеклотекстолит ведь тоже композит, или та же дельта-древесина. :)
"Не ходи часто в гости, а то тебя начнут презирать." Народная мудрость

#9 aivcon

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 646 сообщений
  • LocationПодольск МО.

Отправлено 01 Декабрь 2013 - 08:44

Просмотр сообщенияGest (30 Ноябрь 2013 - 12:15 ) писал:


Ну... смотря какие композиты, стеклотекстолит ведь тоже композит, или та же дельта-древесина. :)
Бальза и моторчики на касторке с эфиром типа МАРЗ и ЦСТКАМ.. :lol:
Панду Путина на суп!!!(С)

#10 Сергей Гончаров

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 411 сообщений
  • LocationКиев, Украина

Отправлено 01 Декабрь 2013 - 09:23

Просмотр сообщенияGest (30 Ноябрь 2013 - 12:15 ) писал:


Ну... смотря какие композиты, стеклотекстолит ведь тоже композит, или та же дельта-древесина. :)
Сомневаюсь, что имелись ввиду такие композиты... :)
За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд - Советские Ракеты буржуев в пыль сотрут!

#11 Gest

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 704 сообщений
  • Locationγ CMi

Отправлено 02 Декабрь 2013 - 04:48

Ну почему же... а для дозвуковых, в отсутствии мощностей для производства дюраля, дельта-древесина для изготовления плоскостей даже предпочтительнее.
И, кстати, в связи с ситуацией на Украине, как стране, обладающей авиационной промышленностью, считаю необходимым присмотреться к аналогичным композитам... ну, если вы не хотите эту промышленность потерять.
"Не ходи часто в гости, а то тебя начнут презирать." Народная мудрость

#12 Сергей Гончаров

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 411 сообщений
  • LocationКиев, Украина

Отправлено 15 Декабрь 2013 - 04:30

Просмотр сообщенияGest (02 Декабрь 2013 - 04:48 ) писал:

Ну почему же... а для дозвуковых, в отсутствии мощностей для производства дюраля, дельта-древесина для изготовления плоскостей даже предпочтительнее.
И, кстати, в связи с ситуацией на Украине, как стране, обладающей авиационной промышленностью, считаю необходимым присмотреться к аналогичным композитам... ну, если вы не хотите эту промышленность потерять.
1) Только для машин с максимальным числом М примерно не более 0,8.
2) Зачем? :blink: У нас есть вполне развитое производство аллюминия и алюминиевых сплавов. А вот ресурсов первичной древесины (скальный дуб) для производства дельта-древесины, напротив, не имеется.
За хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд - Советские Ракеты буржуев в пыль сотрут!





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных