Перейти к содержимому


Интервью Анатолия Шлемова, руководителя департамента ГОЗ ОСК

Россия ВМС Флот Корабли ОСК Интервью

  • Вы не можете ответить в тему
В этой теме нет ответов

#1 Badger

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 665 сообщений
  • LocationРоссия

Отправлено 16 Февраль 2014 - 11:54

WarAn Project


Интервью Анатолия Шлемова, руководителя департамента ГОЗ ОСК


В ходе выставки сухопутных и морских вооружений DEFEXPO-2014 в Дели редакции WarAn удалось получить эксклюзивное интервью у руководителя департамента ГОЗ Объединенной судостроительной корпорации Анатолия Шлемова.
В ходе интервью были затронуты как вопросы строительства ВМФ России, так и военно-технического сотрудничества с Индией. Отечественная тема стала основной – в ближайшие несколько лет флоту предстоит смена поколений кораблей основных классов, и строительство новых боевых единиц разворачивается на российских заводах.

Изображение



Анатолий Федорович, Индии недавно передали «Викрамадитью». Будут ли ещё совместные проекты подобного масштаба?

– Наше сотрудничество с Индией ни в коем случае не завершается «Викрамадитьей», хотя, конечно, этот проект самый масштабный за всю историю. Работы в этой сфере не исчерпываются переданным кораблем — как вы знаете, Россия поставила разработанное Невским ПКБ авиационно-техническое оборудование для индийского тренажерного комплекса палубной авиации (аналога нашей «НИТКи», а также и для индийского нового авианосца проекта 71). Кроме того, ведутся переговоры о послегарантийном техническом обслуживании и сопровождении жизненного цикла авианосца. Конечно, другой «Викрамадитьи» не будет – больше кораблей такого класса в России не осталось, не считая «Кузнецова», который нужен нам самим.


В ходе работы на «Викрамадитье» «Севмашем» были накоплены компетенции по ремонту крупных надводных кораблей, как они будут востребованы? Ждать ли ремонта «Кузнецова»?

– «Адмирал Кузнецов», конечно, нуждается в серьезном заводском ремонте и модернизации. Однако флот не может позволить себе потерять авианосец на длительное время – как потому, что корабль выполняет важные политические задачи, так и потому, что это единственная, по сути, платформа для подготовки лётчиков палубной авиации. Вывод «Кузнецова» в ремонт обернётся потерей квалификации.


Но новая «НИТКА»?

– Да, комплекс построен, и когда он будет полностью принят в эксплуатацию, авианосец можно будет вывести на ремонт. Я думаю, это случится в ближайшие 3-4 года.


Радикальным решением вопроса было бы строительство нового авианосца. Стоит ли его ждать в обозримом будущем? Каково состояние разработок?

– Ведётся проработка нескольких вариантов корабля этого класса, однако сказать что-то определённое о перспективе их реализации можно будет только после утверждения долгосрочной программы военного кораблестроения, которая должна быть завершена в этом году. Она определит параметры строительства флота и потребности в кораблях основных классов до 2050 года.


Что можно сказать о ремонте «Адмирала Нахимова»? Во сколько он обойдется?

– Сейчас ведутся подготовительные работы, в ближайшем будущем корабль будет поставлен в бассейн, где недавно стоял «Викрамадитья». Срок сдачи корабля флоту – 2018 год. Что касается цены – я бы не стал называть конкретную цену. Крейсер в ходе ремонта получит новые возможности – благодаря новым системам вооружения и радиоэлектронному оборудованию.


– УКСК, ЗРС «Редут»?

– Давайте не будем заострять внимание на каких-то конкретных изделиях. Скажем так: благодаря перевооружению, «Нахимов» получит новые качества, которые позволят ему ещё более эффективно решать задачи по всему комплексу таковых для кораблей данного класса в перспективе.


– Экипаж за счет современной электроники уменьшится?

– Вряд ли он сильно изменится. Корабль большой и достаточно сложный, его системы надо обслуживать, сильно сократить экипаж вряд ли удастся. Конечно же, предполагается, что он будет полностью контрактным.


– Можно ли сказать, что ремонт «Нахимова» – подготовка к таковому для «Петра Великого»?

– Конечно. «Петр Великий» также крайне важен для флота, выполняет большой объём задач. Корабль вошел в состав флота в 1998 году и с тех пор активно эксплуатируется. Сроки его ремонта скоро подойдут, и его предстоит модернизировать так же, как и «Нахимова».


– Как продвигаются работы по проекту «Лидер»?

– Вы, наверное, знаете, что в прошлом году Минобороны заключило контракт на ОКР «Лидер» по созданию надводного корабля океанской зоны, и эта работа только началась.


Как он будет классифицироваться? Это эсминец или крейсер?

– Пока мы говорим о многоцелевом боевом надводном корабле океанской зоны, этот термин более полно обозначает задачи и возможности перспективного корабля.


– ОКР только начались, значит, закладки в ближайшие 2-3 года ждать не стоит?

– В ближайшие три точно нет, не будем торопить события. Работа предстоит большая и очень сложная.


Можно ли что-то сказать о техническом лице корабля? Водоизмещение, энергетика, вооружение?

– Этот выбор ещё предстоит сделать – флот пока не решил, нужен ему корабль с газотурбинной ЭУ – и тогда это одни размеры и водоизмещение – или с ядерной, и тогда это совсем другие параметры. Что касается вооружения, то многое из того, что предстоит иметь на корабле океанской зоны, мы должны отработать на фрегате проекта 22350.


Кораблей океанской зоны флоту остро не хватает, а сейчас, вдобавок, выведен на ремонт «Адмирал Чабаненко». Какие изменения предполагаются на нём?

– Корабль будет полностью отремонтирован, кроме того, будет проведена «точечная» модернизация по тем узлам, ремонт которых невозможен или слишком дорог.


Будет ли меняться вооружение корабля?

– А зачем? Оно имеет достаточно высокие характеристики, позволяющие этому кораблю выполнять свои задачи. За счет модернизации мы их дополнительно несколько повысим, не тратясь на полную замену.
Вообще надо отметить, что «Чабаненко» и его предшественники проекта 1155 – исключительно удачные корабли, давшие львиную долю наплаванности ВМФ в последние годы, и обеспечившие присутствие флота и выполнение задач во всех ключевых районах – Тихий, Индийский океан, Аденский залив, Средиземное море, Атлантика… Мы будем сохранять их в составе флота – пока не появится достаточно массовая замена.


Почему «Чабаненко» так и не получил продолжения? Возможно, по аналогии с проектом 11356 можно было сделать обновлённый корабль на тех же общекорабельных системах ещё лет 15 назад?

– К этому кораблю у меня особое отношение, сначала я отвечал за его строительство, а затем был замруководителя Госкомиссии по приёмке – хотя это и против всех правил. Его достройка и ввод потребовали огромных усилий, денег не было ни на что, завод «Янтарь» находился в ужасающем состоянии. Мы выставляли вооруженных часовых, чтобы контрагенты не разбежались. Корабль удалось ввести в строй.
Тогдашний главком Владимир Куроедов выходил с предложением о постройке серии, если бы оно было принято, мы бы могли иметь сейчас не менее 6-8 модернизированных кораблей этого проекта. Однако расходы на ВМФ в тот период финансировались даже не по остаточному принципу. Строительство серии оказалось просто невозможным.


Сегодня строится серия фрегатов проекта 22350, но выход головного корабля на испытания и его ввод в строй постоянно откладываются. Есть ли какие то изменения?

– В этом году корабль выйдет в море. Проблемы у проекта есть, связанные с большим процентом новизны – и по энергетике, и по электронике, и по оружию мы заложили много перспективных решений. Разумеется, без затруднений не обошлось – в частности с поставками со стороны производителей соответствующих систем вооружения и радиоэлектронного оборудования.
Мы решаем эти проблемы. В декабре в Петербурге состоялось совещание под руководством вице-премьера правительства России Д.О. Рогозина, прямо посвящённое этим вопросам, там были приняты конкретные решения по срокам поставок оборудования и обязательствам производителей. Мы возлагаем на этот проект большие надежды, он должен дать нам эффективный инструмент и в дальней морской зоне, и отчасти в океанской.


Что можно сказать о перспективах десантных сил ВМФ? Какова судьба «Ивана Грена» и вообще проекта 11711?

– Проблемы «Грена» связаны, в том числе, с изменением технического задания со стороны ВМФ, но этот корабль мы сдадим в следующем году. Предполагается постройка еще 2-3 БДК данного проекта.


– Но для обновления десантных сил этого явно недостаточно? Какой тип будет основным, «Мистраль»?

– В боевой состав ВМФ скоро войдут два ДВКД типа «Мистраль», но это достаточно дорогие корабли, и массовыми они не будут. Полагаю, что основным типом десантного корабля может быть средний по размерам ДВКД, схожий по идеологии с голландским «Роттердамом», водоизмещением в 13-15 тысяч тонн. Таких кораблей можно построить 6-8 единиц. В сочетании с «Мистралями», проектом 11711 и ремонтом уже имеющихся БДК, это позволит содержать десантные силы на должном уровне.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––


Интервью Анатолия Шлемова проливает свет на корни многих решений последнего времени в сфере строительства ВМФ. На взгляд редакции, рассматривая данное интервью в контексте, наиболее пристальное внимание следует обратить на названные сроки начала строительства перспективных надводных кораблей океанской зоны, в сочетании с решением о ремонте крейсеров проекта 1144, переговорами относительно возможного выкупа находящегося на Николаевском ЧСЗ крейсера «Украина» (бывший «Адмирал Лобов, четвёртый корабль проекта 1164), и ремонта остальных кораблей этого класса, а также поддержанием готовности кораблей проекта 1155.

Названные сроки реализации проекта «Лидер», с ожидаемой закладкой головного корабля в районе 2017-18 года, означают, что головной корабль может войти в состав флота примерно в 2022-23 годах, первый серийный – в 2024-25, а более-менее массовыми они станут лишь к концу второго десятилетия нашего века. Такова цена длительного перерыва в разработке новых кораблей океанской зоны, но терять эту часть морской мощи Россия не имеет права. В этих условиях ремонт кораблей проектов 1144, 1164, 1155 – единственная возможность поддержать возможности флота в данной сфере, и насколько возможно – повысить их с относительно быстрым результатом.



Источник
Изображение





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных