Перейти к содержимому


«Мясо» не сдаётся ? «Мясо» не сдаётся!

Already Yet Технологии

Сообщений в теме: 28

#1 Abalkin

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 457 сообщений

Отправлено 08 Апрель 2016 - 12:25

Изображение

«Мясо» не сдаётся ? «Мясо» не сдаётся!


alex_anpilogov(Already Yet)

8 апреля 2016


Изображение

Масса обсуждений в моём блоге, начинаясь с и вращаясь вокруг извечного вопроса «человек против природы» всё чаще выходит на второй, уже реальный сегодня уровень — «робот (искусственный интеллект, ИИ) против человека». В котором уже сам человек становится не более, чем частью старого биологического мира, в котором возникает новая реальность. Более быстрая, более умная, более приспособленная к конкретным или всеобщим условиям среды. И в которой само человечество пока ещё может мнить себя «вершиной эволюции», но, скорее всего, является лишь органической частью той среды, которую роботы и ИИ будут использовать для своей дальнейшей эволюции.


Не скрою, на меня в вопросе понимания технологической сингулярности и проблемы замены естественного интеллекта искусственным, а биологической среды — средой технологической оказали классические фантастические рассказы.
Которые, при взгляде на современные успехи роботизации, компьютеризации и ИИ уже кажутся весьма приземлённой футурологией.
В сверхконцентрированной форме вопрос противостояния робота и человека разобран, например, в коротком рассказе Терри Биссона «Целиком из мяса» или у Айзека Азимова в «Нечаянной победе», ну а классический цикл о роботах мэтра Озимова, я думаю, читали многие, если не все.

Прошлый взгляд на робота или на искусственный интеллект, который унаследован от начала ХХ века, достаточно прост: «да что они нам сделают, если мы их можем просто выключить или запрограммировать?». Три закона робототехники — и всё такое.

Взгляд 1980-х годов, привитый нам «Терминатором» и эпичным «мне нужна твоя куртка и твой мотоцикл», грешил иным перекосом: роботы в нём были изображены совершенно чуждым человечеству видом, который предполагал ровно один подход: «найти и уничтожить». Ну или, опять-таки, перепрограммировать, если повезёт.

Изображение
Конечно, теперь Терминатор уже не тот, но в 1984-м году его поступь была тяжела и впечатляюща...

При этом возможности обучения у героя Арнольда Шварцнеггера существовали, только вот его понимание среды находилось на весьма детском уровне: эпизод с ключами показывал, что робот обучается, но для этого обучения ему нужен был практически прямой приказ. А так, в целом, ИИ робота-терминатора оказывается достаточно тупым — где-то на уровне сокруши всё вокруг «покорми собак и ничего там не трогай!»

Но, как оказалось, реальный и уже существующий ИИ оставил далеко позади фантазии 1984-го года.
Речь идёт о вот этом незаметном событии. Знаю, что немногие из моих читателей являются заядлыми игроками в го, но попробую пояснить, в чём суть произошедшего, кроме тривиальной констатации факта о том, что компьютерная программа AlphaGo победила профессионального игрока в го Ли Седоля, 4-го по силе игрока в мире го.

Изображение
Ли Седоль справа, AlphaGo — слева. Пока что программа сама не может ставить камни го, но это лишь временно...

Дальше я позволю себе прямую цитату вот отсюда:

«Ключевым фактором создания AI для подобных игр, является так называемая оценочная функция, которая позволяет сравнивать различные позиции на доске и выбирать из них наиболее выгодную. Грубо говоря, мы строим возможное дерево ходов, оцениваем, отсекаем неудачные и выбираем те, которые ведут к лучшим результатам. Вопрос в том, как правильно сделать эту оценку. Для шахмат это делается через правила изначально заданныеразработчиками шахматных процессоров. Каждой фигуре соответствует свой вес, плюс вводятся поправки на позицию фигур, близость к центру доски, угрозы которые они несут, все это суммируется и получается оценка конкретной позиции. Плюс добавляется база дебютов, весьма полезная в начале игры, когда фигур много и неопределенность максимальна, плюс рассчитанные эндшпильные таблицы, позволяющие безошибочно заканчивать партии — и получаем алгоритмы для игры в шахмат, с которыми уже лет 10 лет ни один человек не может сыграть даже вничью.

Проблемой AI в Го является то, что практически ничего из вышеперечисленного для этой игры не работает. Слишком большое количество доступных ходов, слишком отдаленное возможное влияние каждого сделанного хода, чтобы просчитать его в глубину и сделать оценку о качестве позиции. Создать оценочную функцию силами разработчиков, как в шахматах, было невозможно. Все подобные попытки играли на уровне любителей.

Потому разработчики AlphaGo пошли другим путем. Оценкой позиции занимается нейронная сеть, которой предварительно скормили 30 миллионов позиций с сыгранных партий с KGS Go Server. Задачью сети было "предсказать" ход, ведущий к победе. Добившись положительного результата начального обучения сети (57.0% правильного предсказания ходов экспертов), они продолжили обучение за счет игры программы "самой с собой" (тутможно почитать больше). Таким образом, самая важная часть программы — оценочная функция — это нейронная сеть, работающая, обучающаяся, и оценивающая позицию по тем же принципам, что и человеческий мозг, причем, как оказывается, на уровне лучших игроков мира.
Когда в январе AlphaGo в первый раз обыграла про–игрока 2 дана, она, по оценкам экспертов, допускала достаточно много ошибок и близко не могла сравниться с игроками 9 дана (9 и 2 дан соотносятся как Каспаров и какой–нибудь чемпион области по шахматам). Но прошло два месяца самообучения и самостоятельного улучшения оценочной функции и она обыгрывает одного из лучших игроков мира.

Важно то, что этот принцип обучения совершенно не привязан к Го, и вполне может быть применим ко множеству задач, по которым уже накоплена значительная база знаний.»

Вот так. Вы ждали сильного ИИ, который может посмотреть на действие или алгоритм, а потом — сделать это или точно так же, а то и намного лучше? Их есть у меня.
В такой ситуации, как с AlphaGo, люди и в самом деле становятся не более, чем исходным материалом для нейросети, в которой крутятся образы того или иного алгоритма.

В победу AlphaGo над Ли Седолем не верил перед началом матча практически никто. Корейский мастер не рассматривал всерьёз возможность своего поражения, поэтому даже не оговорил сумму своего гонорара в случае проигрыша. Кстати, свой гонорар AlphaGo, более 1 млн. долларов, «потратила» на благотворительность, пожертвовав его на программы UNICEF, STEM и Go.
А трансляцию матча на китайском языке смотрели 60 миллионов телезрителей (а это более 10 часов эфирного времени).

Вот так, в общем-то, искусственный интеллект и вползает в нашу жизнь — отнюдь не железной поступью Терминатора, но через экраны ноутбуков и телевизоров. Кстати, если выбор сегодня будет между новым iPhone 6s и ребёнком — много ли современных девушек предпочтут ребёнка, а ещё лучше — двух или трёх, что необходимо хотя бы для простого воспроизводства вида Homo Sapiens? Количество детей в расчёте на одну женщину вполне зримо показывает, что люди в эволюционном забеге как минимум остановились. Или же, если вам так приятнее, «сидят на вершине эволюции». Которая всё больше напоминает крышу невысокого сарая в момент прихода тридцатиметровой волны океанского цунами.

Однако, не буду только о грустном. Есть хорошие новости и для «мяса». Возможно, и мозгам что-то перепадёт.

Изображение

На картинке показан принцип действия генетически модифицированного вируса T–VEC синтезированного на основе вируса герпеса. T–VEC может размножаться только в раковых (меланома) клетках. Там он (1) мультиплицируется, (2) убивает клетку, и (3) выделяет протеин, "обучающий" иммунную систему различать меланомные клетки и атаковать их. Основная проблема меланомы это незаметность пораженных клаток для иммунной системы, T–VEC это поправляет. Лечение эффективно в половине случаев. Препарат начал применяться полгода назад в США и ЕС. Сейчас врачи пытаются определить, почему лечение помогает не всем пациентам. Патент принадлежит фарма–гиганту Amgen, так что лечение бесплатным не будет, в 2014-м году концерн заработал более 5 млрд. долларов.
Но, по крайней мере, лечение уже есть.

В общем — если вы не хотите ГМО есть, то в перспективе его надо будет вводить внутривенно. Или — внутримышечно, я тут в тонкостях не силён.
Похожим образом хотят научиться лечить и массу нейродегенеративных заболеваний, например, болезнь Альцгеймера, так как вариант «перепрограммирования» дефектных клеток вполне может быть применим и к погибающим при старческой деменции нейронам. В общем, «Цветы для Элджернона» к нам уже гораздо ближе, чем думается.

Ну и вторая новость, тоже о «мясе».

Изображение

В ближайшие годы, благодаря открытию автралийских учёных, может появиться терапия, способная регенерировать повреждённые вследствие травмы, болезни или старения ткани. По принципу действия терапия схожа с тем, как ящерицы отращивают хвост и имеет шансы изменить лицо регенеративной медицины.

Учёные перепрограммируют жировые и костные клетки в индуцированные мультипотентные стволовые клетки — иМС (induced multipotent stem cells — iMS). Терапия была успешно опробована на мышах и по словам главы исследований является большим скачком вперёд по сравнению с другими терапиями стволовыми клетками, эффективность которых либо недоказана либо кране низка. Испытания на людях должны начаться в конце 2017 года.

Терапия революционна тем, что иМС клетки способны регенерировать многие типы тканей и выгодно отличаются от эмбриональных стволовых клеток, которые при введении в организм, склонны к формированию опухолей. В природе во взрослом организме человека иМС клеток не присутсвует. Для их создания учёные "отключают память" жировым и костным клеткам, а после этого превращают их в стволовые. Весь процесс включая выращивание иМС клеток занимает 2–3 недели. Терапия схожа с отращиванием хвоста ящерицей, поскольку в случае с хвостом происходят схожие процессы: образуются иМС клетки, способные превращаться в разные типы тканей — от костей до кожи.

В общем, вскорости «мясо» будет жить долго, безболезненно и здоровой жизнью — и наслаждаться успехами искусственного интеллекта и «железно-кремниевой жизни», которая может покорить и вершины спортивного олимпа, и глубины космоса.

Ну а насыщенность собственной жизни «мяса» уже зависит от него самого. И от того, будут ли использоваться его мозги на казуальные игры «собери три в ряд» на очередном iPhone XXs — или же на что-то оставляющее след в грядущем и изменяющее ту самую «вершину эволюции», на которой восседает современный Homo Sapiens....


Источник
Делай что должен - и будь что будет!
ФРС должна быть разрушена!

#2 Alfredius

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 256 сообщений
  • LocationМосква-Владимир, далее везде, покуда старуха с косой не настигнет.

Отправлено 10 Апрель 2016 - 10:48

Позабавился. Особенно пассаж: "если выбор сегодня будет между новым iPhone 6s и ребёнком — много ли современных девушек предпочтут ребёнка, а ещё лучше — двух или трёх, что необходимо хотя бы для простого воспроизводства вида Homo Sapiens? Количество детей в расчёте на одну женщину вполне зримо показывает, что люди в эволюционном забеге как минимум остановились" Количество детей, если кто не знает, исключительно социальный фактор. Иными словами, как только общество и государство осознает простейшую вещь - за каждого ребенка матери надо платить, а не гнать ее на работу. Каждая семья заведшего ребенка автоматом получает квартиру в две комнаты, а за каждого последующего -еще по одной комнате, а мать начнет получать пособие за детей - разговоры о выборе между iPhone и ребенком будет рассматривать аки бред сивой кобылы. Что до ИИ - то так-то жизнь - это не игра в Го.
Хочу жить в Бирюлево Западном

#3 Skaramush

    Активный участник

  • Модераторы
  • 5 045 сообщений
  • LocationСамара

Отправлено 11 Апрель 2016 - 05:41

На предмет сравнимости. А при игре в Го упомянутый ИИ контролировал частоту пульса, дыхание, мышечный тонус, пищеварение etc, etc? Сомневаюсь.
Так что, о сравнимости пока речь не идёт.
Cujusvis hominis est errare; nullius, nisi insipientis in errore perseverare

#4 Abalkin

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 457 сообщений

Отправлено 11 Апрель 2016 - 12:21

Не совсем понимаю, причём тут пульс и дыхание? Речь, пмсм, идёт о том, что "нейронную сеть" обучили принимать правильные решения при игре в Го. Если я правильно понимаю, человек, обучающийся любой специальности, обучается по тому же принципу - он учится принимать правильные решения.
Делай что должен - и будь что будет!
ФРС должна быть разрушена!

#5 Skaramush

    Активный участник

  • Модераторы
  • 5 045 сообщений
  • LocationСамара

Отправлено 11 Апрель 2016 - 05:13

Нейронная сеть при этом не имеет "фоновой" нагрузки, сравнимой с мозгом человека. Это как с простым примером - как человек лепит снежок на ходу и метнув попадает в цель. Да, можно создать "сеть" способную прицелиться и стрельнуть. А теперь грузим ей весь комплекс задач, начиная от оценки веса снежка + описанные выше поддержание тонуса, дыхания, кровообращения и так далее + равновесия и попутного разговора.

Кстати, если я верно понял, сеть решает задачу методом "ЕГЭ по болонской системе" - перебор заложенных в неё вариантов с оценкой дальнейшего вероятного развития событий. В таком случае - не совсем так учится человек по специальности.
Cujusvis hominis est errare; nullius, nisi insipientis in errore perseverare

#6 pkdr

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 4 940 сообщений

Отправлено 11 Апрель 2016 - 08:42

Просмотр сообщенияSkaramush (11 Апрель 2016 - 05:13 ) писал:

Кстати, если я верно понял, сеть решает задачу методом "ЕГЭ по болонской системе" - перебор заложенных в неё вариантов с оценкой дальнейшего вероятного развития событий. В таком случае - не совсем так учится человек по специальности.
Нет, по такой схеме работают шахматные программы, которые из-за фантастической вычислительной мощности современных компьютеров могут перебрать все возможные варианты на десятки ходов вперёд.
В обсуждаемой же программы для Go же используется нейросеть, там принцип, если упростить, такой: "Мы скармливаем нейросети кучу разных позиций и ходов игры в Go, она обучается по этим позициям и потом у неё получается играть в Go с людьми, какая же там работает логика нам не понятно и совершенно невозможно предсказать как поведёт себя нейросеть если ситуация на доске вдруг окажется за рамками того, что раньше скармливали нейросети".

#7 Skaramush

    Активный участник

  • Модераторы
  • 5 045 сообщений
  • LocationСамара

Отправлено 11 Апрель 2016 - 09:18

Зависеть будет, в том числе, от того, какая задача поставлена для достижения.
Cujusvis hominis est errare; nullius, nisi insipientis in errore perseverare

#8 Alfredius

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 256 сообщений
  • LocationМосква-Владимир, далее везде, покуда старуха с косой не настигнет.

Отправлено 11 Апрель 2016 - 10:17

Просмотр сообщенияAbalkin (11 Апрель 2016 - 12:21 ) писал:

Не совсем понимаю, причём тут пульс и дыхание? Речь, пмсм, идёт о том, что "нейронную сеть" обучили принимать правильные решения при игре в Го. Если я правильно понимаю, человек, обучающийся любой специальности, обучается по тому же принципу - он учится принимать правильные решения.
Это при том, что человек, усевшийся играть в Го, параллельно выполняет целый ряд иных задач. В том числе перечисленные. От себя добавлю, что постоянно сталкиваюсь с ситуацией когда мой личный мозг, скотина, одновременно решает несколько задач. То есть ведет светские беседы "За все хорошее" и одновременно с этим думает, гад, о вещах совершенно к разговору отношения не имеющих. И, БАХ, выдает решение над которым бился год или более.
"нейронной сети" до этого как-то слишком далеко. И по силам ли...
Хочу жить в Бирюлево Западном

#9 Alfredius

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 256 сообщений
  • LocationМосква-Владимир, далее везде, покуда старуха с косой не настигнет.

Отправлено 11 Апрель 2016 - 10:22

Просмотр сообщенияpkdr (11 Апрель 2016 - 08:42 ) писал:

Нет, по такой схеме работают шахматные программы, которые из-за фантастической вычислительной мощности современных компьютеров могут перебрать все возможные варианты на десятки ходов вперёд.
В обсуждаемой же программы для Go же используется нейросеть, там принцип, если упростить, такой: "Мы скармливаем нейросети кучу разных позиций и ходов игры в Go, она обучается по этим позициям и потом у неё получается играть в Go с людьми, какая же там работает логика нам не понятно и совершенно невозможно предсказать как поведёт себя нейросеть если ситуация на доске вдруг окажется за рамками того, что раньше скармливали нейросети".
Основа любой системы безопасности есть контроль! Чем плотней контроль, тем выше уровень безопасности. Чё то меня напрягает это: "...совершенно невозможно предсказать как поведёт себя нейросеть если ситуация..." А если она себя поведет ну совсем не предсказуемо? Фантастика? Ну, как сказать... полагаю, что нейронные сети не только в Го обучат играть. И тогда "...совершенно невозможно предсказать как поведёт себя нейросеть..." Страшноватенко так то, чё то...
Хочу жить в Бирюлево Западном

#10 pkdr

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 4 940 сообщений

Отправлено 11 Апрель 2016 - 11:07

Просмотр сообщенияAlfredius (11 Апрель 2016 - 10:22 ) писал:

Основа любой системы безопасности есть контроль! Чем плотней контроль, тем выше уровень безопасности. Чё то меня напрягает это: "...совершенно невозможно предсказать как поведёт себя нейросеть если ситуация..." А если она себя поведет ну совсем не предсказуемо? Фантастика? Ну, как сказать... полагаю, что нейронные сети не только в Го обучат играть. И тогда "...совершенно невозможно предсказать как поведёт себя нейросеть..." Страшноватенко так то, чё то...
Ну так самая главная проблема так называемого "ИИ на нейросетях" (на деле там никакого ИИ нету, просто система, которая пытается найти что-то общее в куче шаблонов, хотя некоторое сходство с работой мозга есть), в том и состоит, с ростом сложности нейросети становится практически нереально определить, как именно оно принимает то или иное решение, а также то, что работает оно предсказуемо, что же оно выкинет в ситуации, которая не подпадает под шаблоны практически нереально.

#11 Alfredius

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 256 сообщений
  • LocationМосква-Владимир, далее везде, покуда старуха с косой не настигнет.

Отправлено 12 Апрель 2016 - 01:28

Просмотр сообщенияpkdr (11 Апрель 2016 - 11:07 ) писал:

Ну так самая главная проблема так называемого "ИИ на нейросетях" (на деле там никакого ИИ нету, просто система, которая пытается найти что-то общее в куче шаблонов, хотя некоторое сходство с работой мозга есть), в том и состоит, с ростом сложности нейросети становится практически нереально определить, как именно оно принимает то или иное решение, а также то, что работает оно предсказуемо, что же оно выкинет в ситуации, которая не подпадает под шаблоны практически нереально.
Это и внушает опасения, что непредсказуемо. Пример из жизни, сегодня случившийся. Пошел я в Сбер, на предмет сделать распечатку личного счета. А там - а) толпа пенсионеров пришедших за пенсией б)бегающие сквозь толпу какие-то ухари с проводами. И все терминалы пребывают в выключенном состоянии. Теперь поставим на мое место нейросеть с аналогичной задачей? Есть уверенность в том, что она продолжит выполнение задачи? И каким именно образом? И кого она надумает порешить в первую очередь? Пенсионеров, ухарей-электронщиков или персонал банка, не обеспечивший и все такое?
Хочу жить в Бирюлево Западном

#12 Abalkin

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 457 сообщений

Отправлено 13 Апрель 2016 - 02:52

Просмотр сообщенияSkaramush (11 Апрель 2016 - 05:13 ) писал:

Нейронная сеть при этом не имеет "фоновой" нагрузки, сравнимой с мозгом человека. Это как с простым примером - как человек лепит снежок на ходу и метнув попадает в цель. Да, можно создать "сеть" способную прицелиться и стрельнуть. А теперь грузим ей весь комплекс задач, начиная от оценки веса снежка + описанные выше поддержание тонуса, дыхания, кровообращения и так далее + равновесия и попутного разговора.
Пмсм, вы путаете Виндовс с БИУСом. :) Разумеется, нейронная сеть не имеет описанной выше "фоновой" нагрузки. Но ведь она и не предназначена для этого! Она предназначена для решения одной конкретной задачи, в данном конкретном случае - для нахождения выигрышной стратегии при игре в Го. Точно также подобные нейронные сети можно создавать для решения иных разовых задач. О полной имитации деятельности мозга речи не идёт.
Делай что должен - и будь что будет!
ФРС должна быть разрушена!

#13 Skaramush

    Активный участник

  • Модераторы
  • 5 045 сообщений
  • LocationСамара

Отправлено 13 Апрель 2016 - 05:06

И, с учётом опасений выше, тут возникает ещё вопрос - как и насколько корректно и точно ставится конкретная задача. Не явится ли наиболее эффективным простое устранение противника.
Cujusvis hominis est errare; nullius, nisi insipientis in errore perseverare

#14 Abalkin

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 457 сообщений

Отправлено 13 Апрель 2016 - 12:11

Ну хорошо, приведите пример достаточно простой задачи, одним из вариантов решения которой будет физическое устранение мешающих объектов.
Мне кажется, вы зря рассматриваете поход андроида в банк, до этого еще далеко, на повестке дня - более простые задачи. Например - программирование станков с ЧПУ по чертежу детали. Это позволит выйти на уровень автоматических заводов. И решит проблему нехватки операторов для этих станков.

О военном применении речи пока не идёт, хотя думаю, до этого додумаются быстро. Например - задача наведения и применения автоматических стрелковых комплексов.
Делай что должен - и будь что будет!
ФРС должна быть разрушена!

#15 Skaramush

    Активный участник

  • Модераторы
  • 5 045 сообщений
  • LocationСамара

Отправлено 13 Апрель 2016 - 12:44

Пример? Если в игре задача будет понята как "должен остаться только победитель", то устранить партнёра по шахматам или Го путём подачи высоковольтного разряда - простой, короткий и эффективный способ.
Это плагиат с моей стороны, такой вариант решения шахматным компьютером задачи я уже читал. Ещё "на бумаге".
Cujusvis hominis est errare; nullius, nisi insipientis in errore perseverare





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных